Анна Федорова
Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находят сосредоточение и воплощение жизнь народного духа.
Публикация «Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа» размещена в разделах
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний», – говорил Д. С. Лихачев.
Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так как русский народ свою жизнь строил по временам года, то и свою работу по знакомству детей с русской культурой я планировала по временам года, с учетом закономерностей каждого времени года.
Знакомство с осенью я начала со знакомства детей со старинными названиями осенних месяцев. Оказалось, что сентябрь в старину называли: «руен» – за желтый цвет; «ревун» – за ветряную погоду, а «хмурнем» – за ненастные дни. Октябрь – это «хлебник», потому что убраны хлеба; «грязник» – оттого, что на улицах грязь, а «свадебник» потому, что в октябре часто устраивали свадьбы. И оказалось, что раньше люди не просто давали названия тому или другому месяцу, а умели подмечать его отличительные особенности. Затем мы познакомились с приметами осени, а после этого дети на прогулках могли соотнести увиденное в природе со знакомыми им приметами. В народе существует такая примета: «Много рябины уродилось – осень будет дождливая», а во дворе сада растет рябина. На рябине созрело много ягод и в календаре ребята насчитали много дождливых дней. Кроме того было проведено занятие «Петр и Павел – рябинники». На занятии дети узнавали о том, что издавна рябина считается деревом – оберегом, поэтому ее сажали возле дома, ветки рябины вешали на сарай, а для детей делали бусы – обереги. На занятии дети пели частушки, водили хороводы, пробовали рябиновое варенье, делали бусы из ягод рябины.
Выставка «Дары осени» была приурочена к большому празднику – Покров. В старину в этот день открывались веселые покровские ярмарки. Для проведения ярмарки мы с ребятами разучили веселые заклички, потешки, частушки, дразнилки. На ярмарке дети были одеты в народные костюмы, играли на народных инструментах. Они приготовили свои поделки для ярмарки, и каждый из детей расхваливал свой товар. А так как ребята проявляют большой интерес ко всему, что связано со свадьбой, то на ярмарке они продемонстрировали свадебный обряд, исполнив народную игру «Сидит Ваня», а затем свадебную песню «Лебедь бела». Кульминацией занятия стало появление народной игрушки – Петрушки – героя всех веселых историй. А какая же ярмарка без покупок? Вот и на нашей ярмарке старик продавал свою корову – ребята инсценировали стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал».
О многих народных праздниках, обычаях и традициях узнавали ребята на занятиях, во время чтения сказок, на прогулках.
В ноябре отмечался еще один праздник «Кузьма – Демьян рукомесленики, бессеребренники». В этот день к ребятам в группу пришли Кузьма и Демьян – кузнецы, которые рассказали о работе кузнецов. На вопрос детей, почему их называют «бессеребренниками», Кузьма и Демьян показали старинные деньги, сделанные из серебра. А так как денег за свою работу они не брали и работали не за деньги. А чтобы помочь людям, то их и прозвали «бессеребренниками», с тех пор людей щедрых и отзывчивых называли «бессеребренниками». Ребята познакомили кузнецов с приметами, пословицами и поговорками о ноябре. На ужин в этот день был приготовлен «курник», потому что в этот день готовились разнообразные блюда из курицы.
Старинные названия месяцев зимы дети пробовали объяснить сами: декабрь – «студень», «лютень»; январь – «просинец»; февраль – «ветродуй», «вьюговей».
На Рождество ребята разучили колядки, колядовые песни и пляски и ходили по группам, исполняя колядки. Все колядки имели шуточный, веселый характер.
Зимние обряды заканчивались Масленицей – праздником, который широко праздновался на Руси. Специально для этого праздника, который отмечался на улице, мы с ребятами сделали чучело Масленицы, разучили обрядовые песни, частушки, припевки. На улице проводились различные эстафеты, дети играли в народные игры.
Все эти занятия, праздники, игры позволяют приобщать детей к истории русского народа, знакомить их с праздниками и традициями в очень интересной форме, что позволяет поддерживать интерес детей к данной теме.
Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.