Валентина Тихомирова
Технологическая карта НОД «Подарок Железного Дровосека. Тайны магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
непосредственной образовательной деятельности
Дата проведения : 21 февраля 2017 года
ФИО педагога : Тихомирова Валентина Алексеевна
Возрастная группа детей старшая А группа
Тема НОД: Подарок Железного Дровосека. Тайны магнита
Цель: формирование целостного мировоззрения детей старшего возраста средствами эксперимента и опыта
Образовательные задачи
· Сформировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы;
Публикация «Технологическая карта НОД „Подарок Железного Дровосека, Тайны магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
· Ввести в словарь детей слова: магнетизм, притяжение, северный и южный полюса
· Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения;
· Учить делать выводы и обобщения.
Развивающие задачи:
· Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита;
· Развивать логическое мышление;
· Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать доброжелательные отношения;
· Воспитывать желание приходить на помощь другим;
· Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности, лежащей в основе организации НОД: коммуникативная, познавательно – исследовательская
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами
Материалы и оборудование: железные, пластмассовые предметы, кусочки ткани, бумаги, пенопласта; магниты, ключ металлический, подносы для раздаточного материала, посылка от Железного Дровосека, книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города,
для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (красные и синие кружки).
Используемые методы: игровой, проблемно - поисковый, опытно – экспериментальный.
Части НОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 часть – Вводная
Цель: Создать мотивацию у детей к деятельности, сформировать интерес к НОД
Создание образовательной ситуации
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка из Изумрудного города от Железного дровосека. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его).
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Железный Дровосек из Изумрудного города. Вы меня ещё не знаете, поэтому посылаю вам свою фотографию. Тё тушка Сорока рассказала мне о вас: хвалила, какие вы умные и сообразительные. Решил я вам сделать подарок. Он находится в сундуке, который закрыт на железный ключ. Вот только беда с ним случилась – упал ключ в воду. Достать я его не могу: я железный и боюсь воды – могу заржаветь! Если вы такие умные и сообразительные, как говорила тётушка Сорока – достаньте его и тогда получите мой подарок.
Мой друг Страшилы (самый умный в Изумрудном городе) посылает вам волшебный камень. Он поможет вам достать ключ. Только запомните, пожалуйста, волшебный камень нельзя опускать в воду! Желаю вам удачи! Железный Дровосек».
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же это за волшебный камень?
Дети: Это магнит.
Заслушивание письма
Ответ на вопрос
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Как вы думаете, как можно достать ключ, не опуская магнит в воду?
Дети отвечают и пробуют.
Предположения детей
2 часть основная
Цель: Формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента и опыта – по теме «Свойства магнита»
Формирование цели предстоящей деятельности и принятия её детьми
Воспитатель: Чтобы понять, как при помощи камня можно достать ключ, нужно как можно больше узнать о магните и его свойствах. А для этого нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными и провести опыты. Кто такие учёные?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит.
Ответы на вопросы
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
А вы хотите узнать, почему этот волшебный камень назвали магнитом? Я расскажу вам об этом. Эти волшебные камни нашли древние греки в городе Магнесия. Поэтому их и назвали магнитом.
Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель: Действительно, самое гласное свойство магнита – он обладает магнетизмом. То есть он способен притягивать предметы.
Ответы на вопрос
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми
Воспитатель: Давайте это проверим. У нас есть предметы, изготовленные из различных материалов. Нужно разложить их на два подноса: на поднос №1 – предметы, которые магнит притягивает, на поднос № 2 – предметы, которые не реагирует на магнит.
Расскажите, как мы будем проводить опыт?
Дети: Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов.
Опыт №1
Приступайте! Рассказывайте, что вы делаете.
Дети: Я провожу магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Итак, какой вывод можно сделать после этого опыта?
Дети: Магнит притягивает железные предметы.
Выставляется карточка.
Воспитатель: У меня возник вопрос: что будет, если приблизить друг к другу два магнита?
Ответы детей.
воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 2.
Воспитатель: У нас есть два одинаковых магнита. У них на сторонах наклеены круги разного цвета: красный и синий. Приблизим магниты друг к другу, сначала сторонами одинаковыми по цвету: синюю к синей, а красную к красной. Что происходит?
Дети: они отталкиваются.
Воспитатель: А теперь приблизим магниты друг к другу разными по цвету сторонами: синюю к красной. Что происходит?
Дети: стороны притягиваются.
Воспитатель: Хотите узнать, почему так происходит? Оказывается, у магнитов есть полюса. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Как вы думаете, каким цветом обозначают южный полюс магнита? А как вы думаете, почему? А каким цветом принято обозначать северный полюс магнита? Почему?
Итак, какой вывод можно сделать после этого опыта?
Дети: У магнитов есть северный и южный полюса. Одинаковые полюса магнита отталкиваются, а разные притягиваются.
Выставляется карточка.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Каждый из вас выберет кружок красного или синего цвета. Это полюса магнитов. Я буду показывать вам, то северный, то южный полюс магнита. Если полюса будут одинаковые, то мы будет отталкиваться друг от друга, а если разные, то притягиваться.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь пора поработать – приглашаю вас за рабочие места. Нам с вами предстоит сложная работа. Но сначала подготовим свои ручки.
Работа с игольчатыми шариками:
Этот шарик непростой
Он колючий, вот какой,
Будем с шариком играть,
Свои ручки согревать.
Посчитаем пальчиками правой руки: 1 колючка, 2 колючки, 3 колючки, 4 колючки, 5 колючек. (затем левой).
Воспитатель: Итак, наши пальчики готовы к работе, послушайте задание:
На вашем рабочем месте лежат 2 магнита. Нужно определить и обозначить цветом полюса магнитов : северный – синим цветом, а южный красный. На одном магните полюс уже обозначен. Это южный полюс. Задание ясно? Приступаем. (если есть затруднения вспоминаем, что у магнита 2 полюса, и свойства полюсов магнита.)
Воспитатель: С заданием вы справились. Предлагаю, продолжить наши опыты. (пройдите к столу).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, притягивает ли магнит металл через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения.
Опыт №3 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Мы с вами возьмём металлические предметы и положим на них ткань. Проверим, будет ли притягивать магнит предметы через ткань. (также с бумагой, с пластмассой).
Воспитатель: Какой вывод сделаем после этого опыта?
Дети: Магнит притягивает и через ткань, и через бумагу, и через пластмассу металлические предметы.
Выставляется карточка.
Воспитатель: Для магнита преграды нет. Магнит действует через ткань, бумагу, пластмассу, и даже стекло и воду. Ребята, а может кто – то догадался, как же нам достать железный ключ из воды?
Дети: при помощи магнита.
Логопед: Я напоминаю, что волшебный камень магнит в воду опускать нельзя?
Ответы детей.
Опыт № 4. Достаём ключи со дна.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что для магнита преграды нет. Поэтому, мы прислоним магнит к стенке стакана. Ключ примагнитится к стенке стакана. Дальше мы будем двигать магнит вверх по стенке стакана. Ключ будет двигаться тоже вверх. Так мы достанем ключ.
Дети достают ключ.
Воспитатель: Наконец мы с вами достали ключ и можем открыть сундук, в котором подарок от Железного Дровосека.
Дети открывают и достают книгу Волкова «Волшебник изумрудного города».
Воспитатель: Ребята, здесь ещё одно послание от Дровосека.
«Уважаемые дети старшей группы! Самый лучший подарок, как всем известно, это интересная и увлекательная книга. Пусть вам прочитают эту книгу, и вы познакомитесь со мной, с мудрым Страшилой, с храбрым Львом, с девочкой Элли и её пёсиком Тотошкой. Вы узнаете, о всех приключениях, которые происходили с нами в сказочной стране. Приятного вам прочтения сказки. Железный Дровосек».
Воспитатель: Будем с вами читать сказку?
Ответы детей.
ё
3 часть: заключительная
Цель: Подвести итогов деятельности
Подведение итогов деятельности.
Педагогическая оценка результатов деятельности детей
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня из опытов? (в помощь карточки – помощницы?
Что вам больше всего понравилось?
Скажите, а как вы думаете, сегодня мы узнали о магните всё или нет? А откуда мы можем узнать ещё информацию о магните?
С кем мы можем поделиться знаниями о магните в детском саду?
Вы сегодня большие молодцы! Я вами довольна!
Ответы на вопросы
Беседа с педагогом
Плавный переход детей из НОД в самостоятельную деятельность
Я предлагаю вам подготовить и провести опыты с магнитами для детей подготовительной к школе группе.