Ньургуйаана Давыдова
Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет самообразования
Тема: «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель:
Давыдова Ньургуйаана Семеновна
Цель работы:
Публикация «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию в образовательной деятельности нейроигр, кенезиологических упражнений и мнемоники.
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по применению нейройгр, кенезиологических упражнений и мнемоники во время образовательной деятельности в ДОО;
использовать нейроигры, кинезиологичексие упражнения и мнемонику во время образовательной деятельности В ДОО;
проверить целесообразность и успешность применения нейроигр, кенезиологических упражнений и мнемоники во время образовательной деятельности в ДОО;
взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
создать предметно-развивающую среду для применения во время образовательной деятельности в ДОО нейроигр, кинезиологических упражнений и мнемоники.
Актуальность:
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти изменения привели к психологическим изменениям. В современном мире становится всё больше детей с отставанием в психическом развитии, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с различными речевыми проблемами. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции.
Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется и нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.
Одним из актуальных направлений внедрения в образовательный процесс является использование нейроигр, кинезиологических упражнений и мнемоники. Эффективность нейроигр, кенезиологических упражнений, мнемоники доказана наукой и практикой. Замечено, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейроигры, кинезиологические упражнения и мнемоника. Данные технологии развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребёнка. При этом воздействие нейропсихологических игр и упражнений имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Нейроигры, кинезиологические упражнения является отличным дополнением к основной образовательной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Актуальность данной темы плана по самообразованию заключается в том, что он направлен на изучение и применение новых технологий, которые можно использовать во время образовательного процесса в ДОО с целью активизации и улучшения развития всех высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, и т. д.) у детей дошкольного возраста.
Нейроигры – это универсальный инструмент в работе педагога, это телесно-ориентированные упражнения, которые помогают через тело воздействовать на мозговые структуры. Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, повышает способность к произвольному контролю. Нейроигры активизируют медлительных ребят и успокаивают гиперактивных, помогают переключить детей с одного задания на другое, снять утомляемость и раздражительность.
Нейроигры можно использовать как в помещении, так и на улицы, они могут быть индивидуальными и групповыми. Во время утренней гимнастики и физкультурно-оздоровительной деятельности мы предлагаем двигательные упражнения, при которых ребенок одновременно выполняет задания руками и ногами. Например, прыгнуть на коврик и хлопнуть руками, прыгнуть на следующий коврик и присесть, прыгнуть на третий коврик и поднять руки вверх. Для выполнения заданий используем спортивный инвентарь, различные предметы, карточки, опорные схемы, которые размещаем по помещению в заданном порядке. Далее обсуждаем с детьми условия, обговариваем инструкцию, объясняем задачи выполнения. Упражнения сначала проводятся в медленном темпе, по показу или по словесной инструкции, затем ребята стараются отрабатывать самостоятельно. Такие упражнения помогают ориентироваться в пространстве, выполнять симметричные и асимметричные движений, развивают мыслительные процессы.
На прогулке мы часто используем игру «Повтори позу». Младшие дошкольники повторяют за воспитателем, а старшие уже могут выбирать ведущего среди сверстников либо использовать схемы, картинки, которые они готовят дома с родителями. В группе мы так же используем данную игру, но уже под музыку и по показу движущихся человечков на экране. Нравится детям и игра «Путаница», когда ведущий называет одну команду, а выполняет другую, чтобы запутать игроков. Игра «Обезьянки» вызывает восторг у ребят начиная с трех лет. Играть в нее можно парами или группами, когда один игрок из пары, группы встает напротив игроков, показывает движение, передвигается, используя предметы, картинки, а остальные повторяют, но уже зеркально. Игра усложняется количеством действий, добавляется речь.
В нашей группе мы используем нейротренажеры, которые мы закрепили на стены в группе, либо веранду на участке. Дети старшего дошкольного возраста используют их самостоятельно в свободной деятельности. В игре «Соедини точки» необходимо соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот. Для развития речи детей мы учим их проговаривать свои действия. «Умные дорожки», а они у нас разного вида, извилистые, прямые, прерывистые и цветные, но главное ребятам необходимо одновременно пальцами обеих рук пройти по дорожке. Не сразу дается данное упражнение детям, кто-то еще не раз возвращается и старательно пытается выполнить задание.
Напольная игра «Ножки-ладошки» одна из любимых. У нас нет четкого закрепления отпечатков ладоней и ступней, каждый раз это что-то новое и интересное: нужно быстро сориентироваться какую руку и ногу приложить к отпечаткам.
Такие игры как «Ухо – нос», «Коза – корова», «Кулак – ребро» сложно воспринимаются воспитанниками. Трудно ребятам попеременно менять положение пальцев или рук, но азарт, желание выполнить и научить сверстников или родителей приводят к положительному результату и со временем дошкольники уже выполняют более сложные варианты.
Увлекают ребят игры «Рисование двумя руками», «Выложи (продолжи) ряд», «Закончи фигуру», «Сложи фигуру» и другие. Использовать можно подручный и природный материал, достаточно предложить ребенку выложить по образцу камешки, палочки и перья или сложить геометрическую фигуру, ряд или панно из имеющегося материала. Самое сложное здесь, выполнять задание одновременно двумя руками, но, когда сложности останавливали дошкольников! Нейроигры и упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.
Мозгу нужны интенсивные ежедневные тренировки, заставляющие работать и левое, и правое полушарие. Упражнения, в которых укрепляется связь между полушариями, наши верные помощники в воспитании и развитии гармоничной личности и счастливого ребенка. Играйте и развивайте мышление и межполушарные связи!