Тамара Абуюсуфовна Гочияева
Конспект занятия «Мирный рассвет»
▼ Скачать + Заказать документы
31.10.18г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Знаменка.
Воспитатель: Гочияева Тамара Абуюсуфовна.
Тема самообразования: «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников к родному селу через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Давайте поприветствуем гостей.
Как это мы умеем на родном языке. Здравствуйте! Салам!
Я веду кружок карачаевского языка. И нашим гостям мы хотим показать фрагмент занятия карачаевского кружка приуроченное ко дню депортации и возрождении нашего народа.
Публикация «Конспект занятия „Мирный рассвет“» размещена в разделах
Тема НОД: «Мирный рассвет»
Цель: Развитие интереса к истории родного края; рассказать детям о депортации и трагедии карачаевского народа ; привитие любви к своей малой Родине, уважение к старшему поколению. Продолжить знакомство с нетрадиционным методом аппликации.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, художественно – эстетическое, продуктивное.
Словарная работа: Мирный, рассвет, депортация, чужбина, орнамент.
Вводная часть: Сегодня наш народ с грустью вспоминает те тяжелые годы, депортация карачаевского народа. Мы об этом с детьми говорили и говорим. Дети давайте вспомним. Обратите внимание на рисунки – какое это было время (отв. Детей)военное время. Когда на нашу страну напали фашисты. Правильно ребята, в то время холодным ноябрьским утром наших прадедов, прабабушек выселили со своей земли далеко в Азию. Об этом нам приготовила стихотворение Байрамукова Медина.
Как в стихах наш народ маялся на чужбине. А как они скучали по своей Родине. Ребята,что такое Родина (отв. детей)
Ни один человек, ни один народ никогда не сможет забыть свою Родину, свой край. Ни раз во сне видели заснеженные горы Кавказа, и как они мечтали вновь увидеть мирный рассвет над Эльбрусом. Так пусть никогда ни наш, ни другой народ ни видели того, что пережили наши предки.
Основ. часть: Давайте дети мы сегодня сделаем своими руками символ мира,который означает «Вечность, силу и величие» .
Мы с вами уже приготовили силуэты гор и подготовили красивую девушку в национальном платье. А теперь составим аппликацию,оживим горы.
Для этого нам потребуется (манная крупу, сушенный укроп, клей,шаблоны которые мы приготовили и конечно же волшебный карандаш) .
1. Ребята вершина Эльбруса какая? (отв. детей)правильно.
Для этого мы нанесем клей и посыпим манной крупой.
А почему ребята (ответы детей)правильно дети манная крупа белая.
2. А давайте теперь оживим подножия Эльбруса. Какие они (ответы детей)правильно. А зеленные холмы мы сделаем сушенным укропом.
Ребята посмотрите как наша картина оживает. Нашу красивую горянку мы поместим на переднем фоне. Наносим клей и клеем. А на, что указывает наша горянка (отв. детей).
Физ. минутка.
Что еще не хватает (ответы детей)правильно.
Давайте мы изобразим восход солнца.
Чего еще не хватает для нашего рисунка (ответы детей)правильно, надо украсит орнамент горянки.
Для этого мы используем наши волшебные карандаши. Посмотрите ребята, какая красивая картина у нас получилось. А как мы назовем?
(отв. детей). – 1. «Красивая горянка»
2. «Эльбрус»
3. «Рассвет»
Правильно, все название красивые. Давайте мы назовем нашу картину «Мирный рассвет». И пусть Мирный рассвет встречает наш народ, наши братья, наша республика и наша страна.
Итог занятия : К чему мы посвятили наше занятие?
Что мы нарисовали и как называется наша картина?
Этот символ мира, которую мы сделали своими руками, подарим нашим гостям. Но у нас есть красивая традиция, встречать гостей хлебом и солью. И мы приготовили для наших дорогих гостей, нашу карачаевскую халву.
На этом наше занятие подошла к концу. Пусть наш народ и другие народы всегда мирно встречают рассвет над Эльбрусом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
31.10.18дж
Cабийле, бюгюн бизге къонакъла келгендиле. Алагъа къарачайча салам беригиз. Олтуругъуз.
Мен къарачай кружокну бардырама. Бюгюн кергюстюрюк дерсими къарачайны кечкюнчюлюгю бла ызларына къайтханларына буюрама.
Дерсни аты: «Мамырлы танг».
Ал сез:
Уллу Ата къазауат башланганында бизни къарт аталарыбыз, къарнашларыбыз, къолуна сауут алалгъан барыда къазауатха кеткендиле. Алай, а ала джуртубузну сакълагъан заманда, бизни миллетке уллу зарауатлыкъ джеткенди. Бир белек заманнга къайры ашыргъанларын айтмагъанлай, къолларына сыйынган бир тюйюмчек бла кечюргендиле. Мен сабийлени джылларына кере, бу хапарны айтханлай турама.
Сабийле келигиз эсге тюшюреик! Суратха къарагъыз, не заманны суратыды айтыгъыз (саб. джуаб). Тюз айтасыз.
. Назмуда айтылгъанча миллетибиз азияда ызларына таралыб Кавказгъа къайтсакъ, Миннги таудан мамырлы тангынг атханын керсек деб, тилек тилегенлей тургъандыла.
Бизни миллетибиз къалгъан миллетледа сынамасынла, бизни ата бабаларыбыз сынагъанны.
Дерсни башлау: Келигиз энди сабийле, къолубуз бла емюрлюгюн, кючюн, сииклигггин кергггюсткен Минги тауну суратын салайыкъ. Таула бла Таулу къызны суратын хазыр эткенбиз. Суратны магъанасыда ариулугъуда болур ючюн бизге не керектди (джабыштырыучу, манка, кебкен ханс, кюн бойяула). Не кереклигизда аллыгъызда барды.
Миннги тауну юсюнде неси барды (сабий. джуаб) Къарны этер ючюн, джабыштырыучуну къаты джагъыб акъ мюрзеючюкден къуйюгъуз. Миннги тауну тюбю къаллайды (сабий. джуаб, джабыштырыучуну джагъыгъызда кепкен хансчыкъдан къуйюгъуз. Суратны ариу болгъанын эслеймисиз? Ким джетмейди (Таулу къыз). Таулу къызны суратны аллына джабыштырыгъыз. Таулу къыз нении кергюстюб турады (тауланы).
Сол. зам. (физ. мин.)
Энди уа не джетмейди (кюн). Барысында джараштырдыгъыз бир джетмеген заты барды суратны. Джылтыраукъла бла Таулу къызны чепкенин омакъ этеик.
Бир ариу суратла этдигиз. Энди суратны аты болургъа керекди, къаллай ат атаййыкъ.
1. «Таулу къыз»
2. «Минги тау»
3. «Танг атды»
Барысында ариу атла. Келигиз суратны атына Мамырлы танг атайыкъ.
Дерсни аягъы: Бюгюн биз нени юсюнден хапар айтдыкъ?
Суратны аты къалайды?
Къуруда миллетибизге, къралыбызгъа «Мамырлы танг атханлай турсун». Энди бу суратларыбызны къонакълагъа, саугъагъа береийк.
Бизни миллетни дагъыда бир иги адети барды. Къонакъны аш бла сыйлагъан. Бизда бюгюн къонакълагъа къарачай халуа хазырлагъанбыз. Беригиз сабийле.
Сау болугъуз тынглагъаныгъыз ючюн.