Де Сун Русакова
Степ-аэробика в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Цель и задачи (развивающие, воспитательные, общие/дидактические). 3
2. Целевая аудитория. 6
3. Методика обучения степ – аэробики и используемые образовательные технологии. 6
4. Способы контроля и оценивания. 9
5. Библиографический список 10
10. Приложения 11
1. Цель и задачи (развивающие, воспитательные, общие/дидактические).
Основной целью занятий интегрированных физкультурных занятий по степ-аэробике является – укрепление здоровья детей, повышение уровня психофизических качеств у дошкольников посредством внедрения фитнес-технологий в общеобразовательную программу по физической культуре в ДОУ.
Степ-аэробика.
Танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ- степов (высотой 10 см, длиной 40 см, шириной 20 см; высотой ножки 7 и шириной 4 см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно – мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно – сосудистую и дыхательную систему, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологические и эмоциональное состояние ребенка.
Степ-аэробика решает следующие развивающие задачи:
- формировать устойчивое равновесие, координацию движений (упражнение выполняется на уменьшения площади опоры);
- совершенствовать точность движений;
- оптимизировать рост и развитие опорно - двигательного аппарата;
- совершенствовать физические способности (сила, ловкость, выносливость, гибкость, скорость);
- сформировать правильный свод стопы;
- создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника;
- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма;
- поддерживать положительное психоэмоциональное состояние;
- расширять представления детей о многофункциональности спортивного оборудования, овладевать техникой выполнения различных видов упражнения;
- расширяя двигательный опыт детей, формируется стойкий интерес к занятиям.
Интегрированные занятия с применением степ-платформ имеют огромный воспитательный эффект. У детей формируются такие волевые качества, как терпение, трудолюбие, умение работать в команде, целеустремленность, уважение к педагогам, ровесникам, чувство ответственности, дисциплины при проведении групповых занятий.
Особое внимание заслуживает психофизиологическое развитие детей. Начиная изучать «буквы» - элементы «Азбуки движения» и соединяя их в слова- движения, а потом составляя «предложения» - связок из движений в «рассказ» - целостную спортивную танцевально-ритмическую композицию под музыку или песню придавая смысл и включая эмоции мы получаем целостную живую палитру, радугу гармоничного развития маленькой, но уже личности, личности здорового психофизиологического наполнения. Это уникальная возможность соединить речь, движения, музыку и смысл.
По моему глубокому убеждению степ-аэробика, а так же лого-аэробика, подвижные игры, конкурсы, эстафеты, упражнения на развитие мелкой моторики, фитбол-гимнастика, игровая йога- это уникальные современные инструменты для работы с детьми инструкторами по физической культуре в ДОУ.
С детьми старшей группы «Тюльпанчики», которые освоили основные маршевые шаги степ-аэробики, была выучена авторская композиция «Едут, едут по Берлину наши казаки!». В основу сюжетной композиции были включены степ-шаги: «Бейскик степ», «Марш на месте», «Шаг, подъем колена», «Эль степ». Хореографические элементы: «Полуприсяды-пружинки», «Приставные шаги (галоп, «Присядочка». Так же использовались упражнения на гибкость и силу.
Обучение детей спортивному ритмическому танцу на степ-платформах шло параллельно с воспитательно-патриотической работой педагогов данной группы. Большое количество времени педагоги посветили теме «Казачество», изучали Заповеди казака, уклад жизни Донских казаков и принципы воспитания маленьких казачат настоящими патриотами и защитниками Родины. Таким образом в детях воспитывается патриотизм и любовь к своей стране, уважение к истории своего города и героического прошлого России.
Импульс внедрению инноваций задал лидер нашего государства В. В. Путин: «Единственной реальной является стратегия инновационного развития страны, опирающиеся на одно из наших главных конкурентных преимуществ-на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений, для постоянных улучшений технологий, экономических результатов, жизни обеспечения в целом. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по новым стандартам отвечающим требованиям экономики.
Инновационный проект по внедрению современных фитнес технологий в ДОУ важный фактор повышения качества дошкольного образования в сфере физического воспитания. Самое главное-это укрепление здоровья детей психофизического, а значит, здоровья нации.
В последние годы происходят существенные изменения в системе ДО. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет Закон РФ «Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Приказ Минобр науки России от 17 октября 2013г. №1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В современном мире ключевым вопросом модернизации образования являются повышение его качества, приведение его в соответствие с мировыми стандартами. В данное время образовательный процесс в сфере физической культуры в детском саду не вполне отвечает современным запросам общества в полном объёме.
Для внедрения важных для здоровья детей фитнес технологий, необходимо улучшить образовательную среду и оснащение, а именно детскими мобильными тренажерами, фитболами, фитнес-мячами и балансирами. Обогатить методическую базу литературой, наглядными пособиями по детскому фитнесу, а так же приобрести яркую форму для показательных выступлений на спортивных праздниках.
2. Целевая аудитория.
Данная методика рассчитана на детей старших и подготовительных групп в возрасте 5 - 7 лет. Особых требований к физическому развитию ребенка не требуется. Оптимальный объем группы – 15 человек.
3. Методика обучения степ – аэробики и используемые образовательные технологии.
Программа предусматривает изучение материала по степен координационной сложности:
1. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.
2. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.
3. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
4. Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться, поэтому один комплекс разбиваем на обучающие и комбинированные занятия. На обучающих, мы разучиваем новые шаги, а на комбинированных повторяем разученные и изучаем новые.
5. Один раз в два месяца проходят игровые итоговые занятия, где все изученное закрепляется в игровой или соревновательной форме с привлечением родителей.
На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Отклонения от методических норм проведения занятий степ-аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий.
Чтобы избежать ошибок в обучении используем следующие методы:
1. Метод сходства (при подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движения).
2. Метод усложнения (определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении).
3. Метод повторений.
4. Метод музыкальной интерпретации:
1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т. п.);
2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
5. Метод блоков (объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение).
6. «Калифорнийский стиль» (комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения, и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях).
В занятии выделяются 3 части: разминка, основная (аэробная, заключительная.
Структура построения занятия по степ-аэробике.
Время Содержание Контроль нагрузки
Разминка (подготовительная часть)
5-7 минут Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой Внешнее проявление, самооценка
Аэробная часть (основная часть)
15-20 минут Комбинации из элементов степ-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершение основной части можно включить подвижную игру. Пульс, дыхание, внешние проявления.
Заключительная часть
4-6 минут Упражнения на расслабление, равновесие и растягивание, а так же на гибкость – стретчинг, выполняемых в положении сидя, лежа, стоя. Внешние проявления, самооценка
4. Способы контроля и оценивания.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Формы проведения мониторинга:
- наблюдение за активностью ребенка;
- анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы;
- оценка развития общих способностей (познавательные, коммуникативные).
Диагностические тесты подбираются с учетом:
- развитие физических качеств (гибкость, сила, быстрота, выносливость, координация).
- способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной, самостоятельной деятельности.
Диагностические методики:
1. Равновесие «Фламинго», упражнение «Ровная дорожка».
2. Гибкость. Стоя на гимнастической скамейке наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.
Мальчики: высокий уровень – 5,6 лет (7 см, 6,7 лет (6 см). Средний уровень – 5, 6 лет (2-4 см, 6 лет (3-5 см). Низкий уровень – 5,6 лет (менее 2 см, 6 лет (менее 3 см).
Девочки: высокий уровень – 5,6 лет (8 см, 6,7 лет (8 см). Средний уровень – 5,6 лет (4-7 см, 6,7 лет (4-7 см). Низкий уровень – 5,6 лет (менее 4 см, 6,7 лет (менее 4 см).
3. Чувство ритма. Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма).
Высокий – соответствие движений и ритма музыки, слышит смену музыкального ритма. Средний – испытывает не большие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется. Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движения не соответствует ритму музыки.
4. Знание базовых шагов. Высокий – свободно воспроизводит базовые шаги. Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагогов. Низкий – затрудняется выполнение базовых шагов.
5. Быстрота.
30 м/с со старта пол 5 6 7
мальчики 9.2
-
7.9 8.4
-
7.6 8.0
-
7.4
девочки 9.8
-
7.3 8.9
-
7.7 8.7
-
7.3
5. Библиографический список
Сулим Е. В «Занятия физкультурой игровой стретчинг для дошкольников.
Берухова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М. 1985г.
Фирилева Ж. Е, Сайкина Е. Г «Са-Фи-ДАНСЕ.
Сулим Е. В. Детский фитнес.
Бекина С. И. Музыка и движение.
Барогешикова Т. К., Азбука хореографий.
Виноградова Т. Ф., Каневская Л, Я. Гигиенические основы воспитания детей от 3-7 лет.
Кряж В. Н. Гимнастика, ритм, пластика.
Васильева М. А, Комарова Т. С., Власенко Н. Е, фитболгимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Медведева Я., Баранова В. Использование гимнастических мячей при нарушении осанки.
Рыбкина О. Н., Морозова Л. Д. Фитнес в детском саду программа и конспекты занятий в ДОУ.
10. Приложения