Ольга Щербакова
Классный час «Маленький город с большой судьбой»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма занятия: проходит в форме классного часа.
Цель: повторить природные ресурсы ХМАО - Югры, полезные ископаемые, вспомнить рельеф Западно-Сибирской равнины, богатства северного края; достопримечательности города Ханты-Мансийска.
Воспитательно – образовательные задачи: прививать любовь детей к нашему краю, воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, формирование этнического самосознания у учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Публикация «Классный час „Маленький город с большой судьбой“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: конверты: №1 – «рыболовецкие сети»; №2 – ребусы; физическая карта России; физическая карта Тюменской области; образцы полезных ископаемых; выставка книг; CD – диск «Гимн ХМАО - Югры» музыка и слова А. Радченко.
Ход ЗАНЯТИЯ:
«… Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби,
И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!».
ЮванШесталов.
Учитель: Мы собрались сегодня на праздник, посвященный дню рождения Ханты-Мансийского автономного округа. А так как это день рождения, то и должны быть и поздравления, и конкурсы, и игры, и, конечно, сюрпризные моменты. 10 декабря наш округ будет отмечать 84-ю годовщину своего основания.
- Ребята, скажите, в каком году был образован наш Ханты-Мансийский автономный округ? (1930 г.)
- Назовите центр автономного округа? (г. Ханты-Мансийск)
(Чтение стихотворения «Пою столицу края…» Андрея Тарханова)
Пою столицу края.
Я славлю волны Иртыша,
Пою столицу края,
Ханты-Мансийск, твоя душа –
От кедров и от мая.
Твои зеленые холмы,
Твои долины, плесы
И в снегопад, и в грозы.
Пусть вечно воды Иртыша
Бегут, твой взгляд лаская.
Ханты-Мансийск, твоя душа –
От кедров и от мая.
Андрей Тарханов.
Учитель: Ханты-Мансийск является административным центром ХМАО, который был образован 10 декабря 1930 года, тогда он назывался Остяко-Вогульский национальный округ.
Город исторически делится как бы на две части: южную и северную. Южная – это бывшее село Самарово, которое ведет свое летоисчисление с 1637 года, когда был издан Указ царя Михаила Федоровича «Об образовании так называемого Самаровского яма - ямщинского поселения».
Северная часть начала застраиваться в 30-х годов нынешнего века – именно здесь, в труднопроходимой тайге, в пяти километрах от села Самарово, и было решено построить центр округа – поселок Остяко-Вогульск, впоследствии переименованный в Ханты-Мансийск.
«Я люблю сосновый бор.
Им лесные звери живы.
Наши реки, наши нивы.
Бережет он с давних пор».
Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но сначала вы должны отгадать загадку:
Весной веселит,
Голосами птиц говорит,
Летом холодит,
Комарами звенит,
Осенью дарами одарит,
Грибами ягодами угощает. (лес)
Игра «Кто вперед наберет кузовок».
Учитель: - Я загадку загадываю, а вы должны собрать кузовок отгадок. И тогда мы узнаем кем и чем богат наш лес.
1, 2, 3 – ребусы (Приложение 1)
4. Большущий, толстущий, косолапый,
Ходит растяпой.
Глаза, как щелки,
Хвоста нет только. (медведь)
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Но вот вспорхнули яблоки,
Ведь это _ _ _ (снегири)
6. С цветочка на травинку,
С листочка на былинку,
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками. (кузнечик)
7. Самое распространенное лиственное дерево (Приложение 1.).
8. Как называется дерево с шишками со съедобными орехами? (Приложение 1.)
- Молодцы, справились с заданием, собрали кузовок.
- Чем же богат наш лес? (Грибами, ягодами, лекарственными растениями, деревьями, птицами, зверями, насекомыми.)
- Но не только природными богатствами кормится наш округ.
Бежала – шумела,
Стихла – заблестела.
Что это? (река)
- На протяжении более 100000 километров простирается вода. Наш округ насчитывает более 30 рек и речушек, более 25000 озер и болот.
- На слиянии каких двух великих рек расположен г. Ханты-Мансийск? (Обь и Иртыш.)
- Иртыш является самым большим притоком Оби. В бассейнах Оби и Иртыша, в многочисленных водоемах обитает более сорока видов рыб, четырнадцать из них имеют промысловое значение.
- Сейчас вам такое задание – работать будете в микрогруппах по шесть человек. У вас на столах лежат конверты с «рыболовными сетями», по моему сигналу вы должны «поймать» в сети за две минуты как можно больше рыб, которые обитают в наших реках и озерах, т. е. записать их.
(Осётр, нельма, стерлядь, муксун, пелядь, сосьвинская сельдь, язь, щука, чебак, карась, хариус, окунь, судак, щёкурь, лещ, налим, ерш, сырок, минога, сырога и др.)
- Вода – рыба, вода – жизнь, вода – дорога. Как вы понимаете эту фразу? (Реки – это не только промысел, но и дороги, связывающие наш край с другими регионами.)
- По рекам идут баржи с различными грузами, быстроходные суда летом могут доставить в самые глухие места.
- Оказывается, наш край богат водоемами. А чем ещё богат наш край?
- Отгадайте загадки, которые для вас приготовили ребята. (Дети загадывают загадки.)
Волшебная вода бежит в железных берегах.
Железные берега лежат в белых снегах.
Бежит та вода, горит та вода…
Скажи-ка, дружок, что за вода
В железных берегах течёт? (Чёрное золото - нефть)
Тёмный, как ночь,
В земле рождается,
По трубе бежит в доме моем,
Ясным днем загорается. (природный газ)
- Нефть и природный газ – горючие полезные ископаемые. Наиболее крупными районами месторождений является Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, всего 229 месторождений.
- Какие виды полезных ископаемых вы знаете? ( Минерально-строительное сырье: песок, глина; торф, уголь, ценные камни, руда, цветные металлы, золотые пески.)
- Мы с вами понаблюдали, на сколько развита промышленность ХМАО.
- Но что я вижу, ребята, с вами творится что-то неладное. Да вас лихорадит. Неужели и вы, когда подрастете, хотите добывать чёрное золото?
- Вот я вас сейчас и проверю.
Игра «Северная лихорадка». Мы с вами отправимся путешествовать по городу Ханты-Мансийску. Игра состоит из трё х туров:
1. участие принимают все учащиеся;
2. в полуфинал выходят два человека;
3. в финале участвует один человек.
В первом туре вы должны будете перечислить названия улиц нашего города, их насчитывается больше 120. Во втором туре – перечислить известные здания города. В третьем – писатели и поэты нашего округа.
- Молодцы!Отлично справились с заданием!
- Наш город в последнее десятилетие стремительно развивается и обновляется: появляются новые дома, административные здания, мосты.
- Ханты-Мансийск по праву сегодня называется Центром Российского биатлона. Наш город не похож ни на какой другой северный город с вечнозеленым нарядом елей, кедров, сосен, пихт, составляющих памятник природы «Ханты-Мансийские холмы», о которых так прекрасно пишет поэт Андрей Тарханов:
«Ханты-Мансийские холмы
Всегда в почете у зимы.
Из красно-огненной лисицы
У кедров утром рукавицы.
И как задумчивы лога!
Как синева в логах ярка!
На каланчу февраль-чудак
Повесил свой мятежный флаг,
Всю ночь он бьется на ветру…
Холмы прекрасны поутру.
Надели кедры рукавицы,
Горят снега, ликуют птицы.
Ханты-Мансийские холмы
Всегда в почете у зимы.»
- Только три города в мире расположились на семи холмах – это Москва, Рим и Ханты-Мансийск.
- Я от всей души поздравляю с наступающим Днем рождения нашего округа. (Дети слушают гимн ХМАО – Югры.)