Татьяна Щербак
Конспект НОД в подготовительной группе «Какие мы внутри. Внутренние органы человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
По образовательной области
«Познавательное развитие»
детского сада
Тема: «Какие мы внутри. Внутренние органы человека».
Составил: воспитатель
Щербак Т. В.
Цель: формирование интереса детей к внутренним органам своего организма.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в «Энциклопедии здоровья для детей», экскурсия в медицинский кабинет, прослушивание фонендоскопом внутренних органов (сердца, кишечника, легких).
Задачи:
Образовательные: Продолжать расширять знания детей о строении человеческого организма; в игровой форме повторить с детьми о функциях основных органов человека (мозг, сердце, желудок, лёгкие, почки, печень, ноги и руки); совершенствовать знания детей о продуктах питания и их составе; повторять съедобны и ядовитые грибы и ягоды.
Воспитывающие: Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, ответственность, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, макет человека; сосуды для воды;, стакан с водой, вата, воронка, активированный уголь; пластилин, стеки, схемы с человечками которые делают зарядку; спринцовка (груша, трубочка от капельницы, р-р марганцовки; фонедоскоп, музыка со сердце- биением и классическая, мультфильм.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости!
Давайте поздороваемся!
Дети :Дружно за руки возьмемся и почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся Словно наше «Солнышко»! Здравствуйте!
Воспитатель:
-Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствовали, как пошло тепло?
Дети:
Здравствуй, дружочек (вытянуть правую руку)
Здравствуй, дружок (вытянуть левую руку)
Встанем вместе мы в кружок
Дружно по кругу вместе пройдем
И здороваться начнем
С добрым утром я
И все мои друзья.
Воспитатель: А знаете, ребята, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что мы сказали «здравствуйте, здоровья желаю». Уважаемые наши гости, я и ребята рады видеть вас у нас в группе.
Воспитатель:
Сегодня я расскажу вам старую легенду: «Давным - давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно и решили они создать человека и заселить нашу землю. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов сказал: «Если все это будет у человека, то он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие за высокие горы.
А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самом человеке!» Так и живет с давних времен человек, стараясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов. Значит здоровье спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас!
Воспитатель:
Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым?
Дети: Это не болеть и т. д (ответы детей)
Воспитатель: Почему здоровье так важно для человека?
ДЕТИ: Здоровье – это самое главное богатство, которое нужно беречь.
Воспитатель: - Каждый человек должен знать строение своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым.
У каждого человека есть части тела? Сейчас предлагаю вам встать, на ноги и поиграем, выберем себе пару. Разойдемся по кругу и повернемся лицом друг к другу. Посмотрите, какие части тела вы видите друг у друга? Называть и показывать части тела будем сверху вниз. Поочереди каждая пара. (дети называют и показывают части тела друг у друга)
Воспитатель: Правильно, ребята. У каждого человека есть тело, посмотрите на него, оно имеет одинаковое строение. Все части тела важны и нужны. Сейчас мы это докажем, и поиграем в игру:
«Для чего нам это нужно?» -Я начну, а вы продолжайте:
- Быть у каждого должна очень умной… (голова)
- Я верчу ей как умею, голова сидит на… (шее)
- Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться, чтоб не знать нам скуки – нам нужны, конечно… (руки)
- Бегут по дорожке резвые… (ножки)
- Всю еду я съел и вот – мой наполнился… (живот)
- На прогулке не забудь закрывать от ветра… (грудь)
- Животик, спинка, грудь – их вместе все зовут… (туловище)
Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь, вот мы и поговорили с вами о наших помощниках которые мы видим и чувствуем. А вы знаете внутри нас тоже есть помощники. –Хотите о них узнать?
Дети:Да
1. макет - фигура человека.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что здесь изображено?
Дети: Человек, фигура человека.
Воспитатель: Правильно, фигура человека. Внутри каждого человека есть внутренние органы, которые помогают человеку жить. Послушайте загадку:
Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает,
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг.)
Дети: Мозг!
2. На макет прикрепляется –«мозг» человека
Воспитатель: Правильно, мозг! А скажите, для чего он нужен человеку?
Дети: ответы детей.
Ребенок: Мозг Один из самых главных органов — мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.
Воспитатель: И вот оно задание для тренировки нашего мозга. Посмотрите ребята на слайд, что тут за слова спрятано (отгадывание ребусов 2-3 шт. в картинках). Молодцы ребята все ребусы отгадали.
Воспитатель: Следующая загадка для вас ребята,
В груди у каждого из нас,
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный.
Конечно, вам, известный.
Дети: Сердце!
3. – на макет вывешивается –«сердце» человека.
Воспитатель: А скажите, ребята, для чего нам нужно сердце?
Дети: ответы детей.
Ребенок:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим об очень важном органе – о сердце. Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь. Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое (показ). Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами. Покажите, где находится у вас сердце? Приложите ладонь к этому месту.
- Сожмите кулачок… расслабьте… еще сожмите…снова расслабьте…Сожмется сердце – вытолкнет кровь, и она бежит по сосудам. Опять сожмется – опять вытолкнет…
( опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться).- Ребята, как вы думаете, а сердце можно услышать?
- Дети ДА…
Воспитатель: Сердце можно услышать, и сделать это можно при помощи фонендоскопа-показ фонедоскопа.
- Но можно обойтись и без него. Просто прислоните свое ухо к груди своего товарища, к тому месту, где находится сердце. Теперь поменяйтесь местами. Услышали? Почему говорят, что «сердце – стучит»?
Прослушать на записи стук сердца
Воспитатель: А сейчас предлагаю пройти на коврик и немного отдохнуть:
Физминутка
Живут мальчики – весёлые пальчики
Быстрые ножки бегут по дорожке.
Шея крутит головою, повторяйте все за мною.
Вправо, влево поворот.
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперёд слегка нагнулось.
Как берёзонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу? Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым. Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка.
Воспитатель: ребята послушайте следующую загадку, о каком же помощнике пойдет речь?
Два воздушных лепестка,
Розоватые слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают.
Воспитатель: Что это ребята?
Дети: Лёгкие!
4.- на макет вывешивается –«Легкие» человека.
Воспитатель: Правильно, ребята! Расскажите, для чего человеку лёгкие?
Ребенок:
У человека два легких. Легкие нужны человеку чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
Воспитатель: А может ли человек прожить без дыхания?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот мы сейчас это и проверим. Давайте на несколько секунд попробуем задержать дыхание.
- Не получается. Значит, мы убедились, что человек без дыхания не может жить. Лё гкие состоят из двух частей: левого и правого лёгкого. Они заполняют грудную полость и накрывают сверху сердце (показ на схеме) Ребята, во время вдоха, мы вдыхаем воздух. Скажите, как воздух попадает в лёгкие?
Дети: через нос, рот
Правильно через нос, он там очищается, согревается и дальше спускается в легкие. (Показ по макету.). ребята сейчас мы с вами посмотрим как работают наши легкие.
Опыт с шариками
- Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, а выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло?
- Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Выпустите воздух из шарика.
- Что произошло?
- И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается (опыт с шариком проводится несколько раз).
- Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе). Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему?
- А когда выдыхаем?
- Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу. Вот ребята так работают наши легкие.
Дыхательная гимнастика: (тренажёр со снежинками)
«Снежинки»
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нам, чтобы жить, не достаточно только дышать. Что нам еще нужно для жизни?
- Нам для жизни нужна пища.
- Вот мы и поговорим сейчас о том, что происходит с человеком, когда он ест. Чем же мы жуем пищу.
Дети: -Зубами.
-Правильно, а сколько раз в день нужно чистить зубы?
Дети: Утром и вечером
-А зачем нужно чистить зубы?
Дети: Чтобы не болели, были белыми, красивыми и, здоровыми и не было кариеса
-От чего могут заболеть зубы?
Дети: Если их не чистить и есть много сладкого.
Воспитатель: Хорошо ребята, правильно, что же дальше.
Представьте себе, что у вас в руке – яблоко. Вы хотите его съесть. Что вы сделаете первым делом?
Дети: Откусим
Воспитатель: Да, сначала пища попадает в рот, и мы начинаем жевать. Для чего пережевывать пищу? (чтобы измельчить). Во время жевания пища не просто измельчается, она еще и смачивается слюной, и поэтому ее легче глотать.
5.- на макете вывешивается –«Желудок» человека
Воспитатель: Дальше пища спускается по трубочке-пищеводу прямо в желудок.
Ребенок: В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Он помогает растворить пищу. В желудке пища «переваривается». Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. И если мы съедим слишком много (например, на дне рождения, желудок слишком растянется. Нам будет не очень хорошо: живот разболится… Поэтому ребята не стоит переедать!
-Воспитатель: Но вот желудок справился со своей работой – переварил пищу. Дальше пища, уже похожая на пюре, продвигается в кишечник. Это такая длинная трубочка. Как же кишечник помещается внутри нас? (предположения детей).
Ребенок: А все дело в том, что наш кишечник плотно свернут внутри нашего живота, вот так! (показ). Переваренная пища двигается по кишечнику, и во время своего путешествия отдает полезные вещества и витамины разным органам.
Воспитатель :Поэтому ребята нужно питаться правильно, а желательно с пользой, вот для нашего организма нужны витамины? Чтобы укреплялся наш организм, и было крепкое здоровье. Витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями.
Нужно есть больше овощей и фруктов.
Объясняется в каких ещё продуктах они содержатся и для чего нужны показ на слайде.
Воспитатель: Витамин А называют витамином роста и зрения.
Ребенок: Витамин A - морковь, сливочное масло, сладкий перец, яйца, петрушка.
Витамин В способствует хорошей работе сердца. Когда его не хватает в организме, человек плохо спит, много плачет, и сердце работает кое-как. Ребенок: Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох.
Витамин С укрепляет весь организм, помогает бороться с простудой.
Ребенок :Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина.
Когда вы гуляете на свежем воздухе, солнечные лучи дарят вам витамин Д. Витамин Д - необходим для роста костей.
Ребенок: Витамин Д – солнце, рыбий жир.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Ребята, перед вами лежат овощи, фрукты и коробочки разного цвета.
Положите в голубую коробочку овощи и фрукты, в которых много витамина А, которые полезны для зрения и для нашей кожи. (морковь, помидор, перец, тыква, капуста).
В розовую коробочку – овощи и фрукты, которые помогают нам расти и очень нужны для хорошего аппетита, для того, чтобы быть сильными и наше сердце хорошо работало овощи, в которых есть витамин В (картофель, зеленый горошек, баклажан, редис).
А вот в желтую коробочку нужно положить овощи, которые защищают вас от простуды, от гриппа и восстанавливают силы после болезни, овощи, в которых есть витамин С (апельсин, лимон, огурец, лук, чеснок).
Дети выполняют задание.
Следующая для вас загадка.
Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускают.
И удалять их помогают. (Почки.)
Дети: Почки!
6. на макете –показываются «почки» человека.
Воспитатель: Правильно! Кто скажет, какую функцию в организме человека выполняют почки?
Дети: Очищают, выводят жидкость
Воспитатель: Хорошие ответы. Когда мы с вами пьём воду и другие жидкости они обязательно проходят через почки. Они их очищают и пропускают в другие органы.
Опыт : взять стакан с водой, в стакане уже растворен активированный уголь, пропустить- профильтровать через вату (марлю, бинт), чтоб дети видели, как работает почки. Ребята вы поняли, как работает ваши почки, как они очищают всю жидкость, вот тка и работают наши почки.
Воспитатель: Ну, теперь еще одна загадка.
Этот орган фильтрует все продукты, которые мы кушаем.
Помогает организму бороться с ядами. (Печень)
Дети: Печень
7. –на макет вывесить «печень» человека
Педагог: Правильно. И когда вы кушаете шоколадку и жареное, печень должна почистить эти продукты, так как они вредны. И задание будет такое.
Поиграем в игру «Съедобные и ядовитые». Задание за столами: нужно разобрать грибы и ягоды на съедобные и не съедобные:(Раздаточный материал)
Воспитатель: Молодцы! Все справелись. Ребята, что нужно нам
Для нашего здоровья.
Дети : Режим, питаться,прогулки, витамины, закаливаться.
Воспитатель: - А нужна нам зарядка.
Дети: Да
Видео - зарядка
Воспитатель: Ребята и на последок, я предлагаю выполнить работу которая называется «Дерево здоровья» и закрепим наши знания о полезных и вредных нашему организму продуктах.
Аппликация коллективная «Дерево здоровья»
Ребенок :
Надо кушать помидоры
Фрукты, овощи, лимоны
Кашу - утром, суп - в обед
А на ужин винегрет.
Ну а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет
Жвачкой импортной закусишь
Шоколадом подсластишь.
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.
Воспитатель:
Все вы поняли друзья-
Без здоровья жить нельзя!
Мы друг другу улыбнемся
Крепко за руки возьмемся.
И всем вам мы на прощанье:
Не болейте никогда,
Будьте здоровыми всегда!
Воспитатель:-Ребята, а у меня для вас есть маленький сюрприз, я приготовила для вас что-то полезное (фрукты). Они помогут наполнить ваш организм витаминами и придадут вам сил и бодрости на целый день!