Вероника Крылосова
«Как на праздник, на Покров». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро один из народных праздников. Разрешите представить вашему вниманию конспект. Тема: «Как на праздник, на Покров»
Возраст: старшая группа (5-6лет).
Тип: развлечение
Форма: фронтальная.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о православных традициях празднования праздника Покрова, развивать чувство сопричастности к православной культуре своего народа.
Публикация «„Как на праздник, на Покров“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Покров день. 14 октября
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательные:
Познавательное развитие:
- Продолжать развивать у детей интерес к культуре и обычаям русского народа.
- Расширять представления детей о народном празднике Покров.
- Закрепить знания детей о традициях русского народа.
Речевое развитие:
- Продолжать развивать речь и обогащать словарь детей,
-Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества.
Развивающие:
Социально-коммуникативное развитие:
-Развивать интонационную выразительность речи.
-Развивать диалогическую форму речи.
Художественно-эстетическое развитие
- Развивать музыкально-творческие способности детей;
- Продолжать развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах
Познавательное развитие:
- Расширять представления детей о празднике Покров
- Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре
русского народа
Воспитательные:
Социально-коммуникативное развитие:
-Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлом, как достоянием.
Познавательное развитие:
- Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
-Воспитывать искренность и душевную теплоту, почувствовать свои корни.
Предварительная работа: Посещение мини-музея, знакомство с предметами быта, разучивание стихов об осени и Покрове, разучивание частушек и пословиц, разучивание песен и танцев, плетение поясов, постановка сценки «Домом жить не лукошко шить», беседа о празднике Покров; просмотр презентации «Русский народный костюм» ,«Шумная ярмарка».
Словарная работа: Лукошко, сокола-молодчика, девица, порожек, скирд, гуляночка, не робишь; чинить, лапти, посиделки, тоска; почитается, традиции.
Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальные номера, индивидуальная помощь детям.
Методы и приемы:
-Наглядные (просмотр презентаций);
- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);
- Практические (действие с предметами).
Оборудование и материал: изба, печка, сундук, столы, каравай, короб с угощением, скатерть, ленты, прялка, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Великий Покров».
Ход развлечения
Ребята мы пришли сегодня в этот зал, чтобы в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Что вы знаете об этом празднике?
Сегодня на Покров просят люди ее, и молятся
О небесной защите и помощи!
Ведущий: - Здравствуйте гости дорогие,
Веселья вам и радости!
Давно мы вас ждём – поджидаем,
Праздник не начинаем.
-Идёт матушка Осень
Милости просим!
- Первый сентябрь пришёл,
Всех детей сюда привёл.
- А за ним и октябрь настал,
Покров – праздник заиграл!
Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров
Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.
Ведущая:
Веселье – от всех бед спасенье.
Не скучай народ – заводи хоровод.
Хоровод «Осенью»
Ведущая: На Покров пекли блины из новой муки!
Конопатили избы, утепляли окна и говорили (вместе)
«Батюшка Покров! Покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!
Сценка:
Отец: Наша изба ровно тепла.
Скоро метель, а у нас тепель.
Мать:
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Дети:
Домом жить - не лукошко шить.
Домом жить – обо всём тужить.
Бабушка:
Как хлеб дошёл, так и пирог пошёл,
А пирог дошёл, то и блин пошёл!
Песня «Пироги»
Ведущая:
Вечера становились длинными
и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом. и собирались на посиделки.
Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят.
Танец «Прялица»
Собирались на посиделки,а как заиграет гармошка начинают танцевать.
Танец «Кадриль»
Дети: исполняют частушки поочерёдно
Скоро, девушки Покров,
Скоро нам гуляночка
Скоро, скоро заиграет
Милого тальяночка.
- Что ты, милочка, не робишь?
На кого надеешься?
Придёт зимушка холдна-
Ты во что оденешься?
- Не стой миленький, в порожке-
Не большая тебе честь!
Иди сядь ко мне на лавку для тебя местечко есть.
Ведущая:
На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто как работает, и себе невесту выбирали. Ведь с Покрова начинались весёлые, шумные свадьбы.
Группа детей разыгрывает сценку «Свадьба»
Девочка:
Батюшка Покров!
Покрой землю снежком,
А меня – Венцом.
Мальчик:
Ты прими подарок мой,
Перстенёчек золотой.
Ведущая: Расступись-ка, народ,
-Заведём мы хоровод,
Парень девушку берёт!
Танец-хоровод «В хороводе были мы»
Ведущая: С покрова начинались весёлые ярмарки. Вот и мы сейчас отправимся на ярмарку. (Под русскую народную «Конфетки бараночки» дети приглашают купить товар)
Дети –«продавцы» :
Всю я ночку не спала,
Всё варила и пекла.
Вот блины на блюде,
Угощайтесь люди!
-Эй,вы,базарная братья!
Весёлая шатия!
Кушайте, питайтесь,
В тоску не ударяйтесь!
- Вот так квас- в самый раз,
Ростовский со льдом,
Даром деньги не берём,
Пробки рвёт, дым идёт
В нос шибает, рот икает!
Дети – «продавцы» соревнуются, кто интереснее и веселее расскажет о своём товаре. Неожиданно слышится голос Петрушки.
Петрушка:
А вот и я! Пришёл вас позабавить,
С праздником поздравить!
Здорово, ребятишки!
Здорово, парнишки!
Бонжур, славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
Бонжур и вам тётиньки-старушки,
Все держите ушки на макушке!
Говорят, что серый кот дружно с мышками живёт….
Это правда?
Волк зубастый говорят, испугался двух зайчат…
Это правда?
Говорят петух в лесу скушал рыжую лису….
Это правда?
Говорят, что ребятишки абсолютно все врунишки….
Это правда?
Говорят, что дошколята очень дружные ребята…
Это правда?
Петрушка:
А теперь я вам спою песенку, а вы, если согласны, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, то сожмите губы покачайте головой вот так.
Я спрошу сейчас у всех:
Кто здесь любит шутку, смех?
Отвечайте хором вмиг:
Кто здесь самый баловник?
Кто привык из вас к порядку,
Утром делает зарядку?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
И ещё один вопрос:
Кто из вас не моет нос?
Наступил прощанья час,
Кто похлопает сейчас?
Ведущая:
(Вынимают из печи каравай, кладут на поднос.)
Каждый ломтик хлебушка
Пахнет тёплым небушком.
И земля всю силу
В хлебе затаила.
Здесь поля привольные,
Люди – хлебосольные
Добрым караваем
Мы вас угощаем!
Под русскую народную «Коробейники» дети и взрослые угощаются хлебом.
Список литературы:
1. КосареваВ. Н., «Народная культура и традиции»-Волгоград, издательство Учитель2014г.
2. КупринаЛ. С. ,БударинаТ. А. ,МаркееваО. А. ,КорепановаО. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников :
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/3-еиздание. ,перераб. И дополн. -СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003г.
3. ПугачёваН. В. ,Есаулова Н. А., Потапова Н. Н., Календарные обрядовые праздники
Для детей дошкольного возраста. Учебное пособие-М. Педагогическое общество России,2008г.
4. АнтоноваГ. А. ,Ельцова О. М., Николаева Н. Н., «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», ДЕТСТВО_ПРЕСС,2012г.
5. ГавриловаИ. Г. ,Методическое пособие для воспитателей ДОУ, Санкт-Петербург,
Детство-Пресс,2008г.