Анжелика Гущина
Изотерапия — как нетрадиционная форма работы с детьми c ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изотерапия - как нетрадиционная форма работы с детьми С ОВЗ»
Изотерапия – это терапия с использованием методов изобразительного искусства.
Почему так необходима изотерапия для детей ЗПР и что это? Прежде чем мы будем отвечать на эти вопросы, сначала перечислим характерные особенности детей с ЗПР.
Характерные особенности детей с ЗПР
• Снижение работоспособности;
• Более низкий уровень развития внимания;
Публикация «Изотерапия — как нетрадиционная форма работы с детьми c ОВЗ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Отставание в развитии всех психических процессов;
• Своеобразное поведение больше всего демонстративное;
• Бедный словарный запас, дефекты в произношении;
• Незрелость эмоционально-волевой сферы;
• Ограниченный запас общих сведений и представлений.
В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается его ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем свои впечатления и жизненный опыт.
При работе с данной терапией ставятся следующие цели:
• Терапия позволяет эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны ребенка;
• Понять душевное состояния ребенка его переживания;
• Вывести ребенка на контакт;
• Повышение самооценки;
• Научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.
Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. В своей работе использую :
• Краски.
• Карандаши.
• Фломастеры.
• Нитки.
• Крупы.
• Мелки.
• Природный материал.
Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
-Воспитательные;
-Коррекционные;
-Диагностические
- Развивающие
• Воспитательные. Работа строится таким образом, чтобы дети учились и общаться со сверстниками, сопереживать, а также складывались доверительные отношения с педагогом.
• Коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми.
• Развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
• Диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка. Это наилучший способ понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности. Позволяет заглянуть в внутренний мир ребенка.
Выделяют два направления изотерапии :
• пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
• активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.
Приемы изотерапии :
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Особенностью техники «марания» является отсутствие сюжета и структуры изображения. Однако при этом наблюдаются разнообразные сочетания абстрактных форм и цветовых пятен. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии. Применяя технологию «марания» и используя гуашевые краски, играя в привлекательную для детей игру: спрятать от пиратов вход в пещеру с сокровищами замазав его красками, с помощью линий создать суперсовременный город. Используя пятна нарисовать несуществующих животных и т. д. Подобные упражнения можно проводить используя различные художественные материалы: гуашевые и акварельные краски, мел, пастель, восковые мелки и др.
По рекомендациям педагога-психолога, я использую данную технику для снятия эмоционального напряжения, для гашения агрессивного поведения.
Техника «Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
Штриховки, каракули
Данная техника представляет собой хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т. д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием. Данную технику я использую во время коррекционного часа в индивидуальной работе или в подгрупповой. С помощью этой техники отрабатывается нажим, развивается мелкая моторика.
Рисование на стекле
Перед тем как предложить ребёнку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской. В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Описанный приём используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям, так, как провоцирует активность.
Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком и т. д.).
С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
«Пластилиновая композиция»
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу. На занятиях по лепке или в совместной деятельности, я, стараюсь применять данную технику в работе с детьми.
«Рисование пальцами, ладошками.»
Рисование ладошкой и пальцем – представляет некую игру для детей. Это приятная и увлекательная работа с ручками, где оставляют отпечаток на листе бумаги. Эмоциональное состояние детей меняется на протяжении всего занятия. На занятиях по рисованию, а также в совместной деятельности я использую данную технику в своей работе.
Кляксография.
Нетрадиционная техника-выдувание трубочкой для создания необыкновенной картинки. Здесь необходима бумага, трубочка, акварель и кисть чтоб можно было дорисовать недостающие детали.
Рисование смятой бумагой, отпечатками. Рисование мятой бумагой-техника очень интересная, занятная и необыкновенная. Необычность состоит уже в том, что ребёнок рисует не кисточкой, а комочком бумаги. Вернее, даже не рисует, а печатает, примакивает. Для такого рисования подойдут любые краски. Мы пробовали рисовать акварелью и гуашью.
Очень важно, что этот метод ещё и полезен, развивает мелкую моторику рук.
Такое рисование-это как игра. Дети чувствуют себя раскованней, уверенней, смелее, не боятся, что у них не получится. У них всё получается и довольно легко, развивается воображение и полная свобода самовыражения.
Я работаю над этой темой, подбираю техники в соответствии с темами недели, использую во время коррекционного часа в индивидуальной работе. Подбираю техники по снятию эмоционального напряжения, коррекции неконструктивного поведения по рекомендациям педагога-психолога.
В результате работы по техникам изотерапии, заметно, как постепенно воспитанники не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов. У детей улучшается их эмоциональный настрой, снижаются агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.