Получи документы

Конспект урока истории в 7 классе «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»

Жасмин Идрисова
Конспект урока истории в 7 классе «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»

Тип урока : комбинированный

Цели и задачи урока :

1. Учебные цели:

• На основе знаний о предыдущем периоде развития отечественной истории систематизировать вновь приобретенные знания об особенностях и направлениях культуры;

• подвести учащихся к итогу о том, что реформы культуры способствовали возвышению международного статуса России;

Темочки:

• помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России;

2. Развивающая:

• сформировать у учащихся образное представление об уровне российской культуры первой четверти XVIII века.

3. Воспитательная:

• развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

• воспитывать уважение к истории своей страны.

Термины: ассамблея, гравюра, кант, клавикорды.

Основные даты и события

1702 г. — начала издаваться первая печатная газета «Ведомости».

1714 г. — основание Кунсткамеры.

1712 – 1725гг. — А. К. Нартов изобрел и построил токарный станок.

1724 г. — указ об учреждении Академии наук и художеств.

Оборудование:

• Карта «Социально – экономическое развитие России в первой половине XVIII века».

I. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует -O-

II. Проверка домашнего задания:

- Закрыли все учебники…

Разминка

Работа учителя Работа уч-ся

1. В каких годах была введена подушная подать? 1718 – 1724 гг.

2. В каком году Петром I был учрежден Сенат? 1711 г.

3. В каком году был указ об объединении мастеров-ремесленников в цехи? 1722 г.

4. В каком году была церковная реформа? 1721 г.

5. Чем Петр I в 1699 г. заменил Боярскую думу? Ближней канцелярией

6. В каком году был принят Таможенный тариф? 1724 г.

7. В каком городе в 1721 г. был заключен мирный договор между Россией и Швецией? Ништадт

8. В каких годах была Северная война? 1700 – 1721 гг.

9. Россия в 1721 г. стала? империей

10. В каком году был принят указ «Табель о рангах»? 1722 г.

- Ребята какая тема была задана на дом?

- Экономика России в первой четверти XVIII века.

Раздать карточки

III. Индивидуальный опрос

Карточки

I вариант II вариант

1. Дайте определение термину «меркантилизм». Дайте определение термину «протекционизм».

2. Дайте определение термину «подушная подать». Дайте определение термину «приписные крестьяне».

3. Дайте определение термину «мануфактура». Дайте определение термину «мануфактура».

Ответы на карточки

I вариант II вариант

Меркантилизм — это торговая политика, которая заключалась в том, чтобы государство постоянно имело положительный торговый баланс с другими странами. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Подушная подать- основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.

Приписные крестьяне – дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах, т. е. были прикреплены (приписаны) к ним.

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда на основе ручной, ремесленной технике. Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда на основе ручной, ремесленной технике.

IV. Фронтальный опрос

Работа учителя Работа уч-ся

1. Чем вы можете объяснить экономическое отставание России от европейских стран в нач. XVIII века? Несмотря на серьезные перемены, происшедшие в российской экономике в XVII веке, она продолжала отставать от ведущих европейских держав. В то время как в Западной Европе шел процесс разложения феодального строя, Россия предпринимала попытки его совершенствования. Это вело к нарастанию эконо-мических проблем. Так, при огромных природных ресурсах в стране не хватало собственного металла, и она была вынуждена покупать его в Швеции. Не было налажено производство важнейших промышленных изделий. Слабым было мануфактурное производство (к концу XVII века в стране насчитывалось не более 30 мануфактур). По старинке развивалось сельскохозяйственное производство, в котором не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения.

2. Каковы были главные направления экономической политики Петра I? Все эти проблемы сознавал Петр I с самого начала его государственной деятельности. Но более отчетливо они проявились после его поездки в Европу. Непосредственным же сигналом к началу реформ в области экономики послужило начало войны со Швецией, когда сразу прекратились поставки шведского металла в Россию. Потеряв всю артиллерию под Нарвой, молодой царь не имел металла для новых пушек и, как мы помним, был вынужден переливать на пушки церковные колокола.

Одной из главных особенностей политики Петра 1 в области экономики стало усиление государственного вмешательства в ее развитие. Практически все промышленное строительство первой четверти XVIII века было ориентировано на нужды армии и флота. Лишь с 1715 года царь стал поощрять частное предприни-мательство. Одной из главных причин этого была неэффективность государственного управления многими мануфактурами. Поэтому в частные руки передавались, как правило, убыточные предприятия. Главными направлениями экономических преобразований Петра стали протекционизм (поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу) и меркантилизм (преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны). Для пополнения казны была введена казенная монополия на соль. Полученные от этого большие средства шли на строительство каналов, выдачу средств предпринимателям.

3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России? Россия продолжала оставаться аграрной страной. Абсолютное большинство населения (достигшего к началу XVIII века численности 14—15 миллионов человек) по- прежнему занималось сельским хозяйством.

Стремясь максимально использовать положительный западный опыт, Петр приказал применять при уборке зерновых наряду с традиционным серпом литовскую косу и грабли, которые по его приказу тысячами закупались и рассылались по губерниям. В результате эти новые инструменты вскоре стали основными орудиями труда в черноземных и степных районах страны. Крестьяне с большой охотой переходили на косу из-за многократной экономии времени.

Создание большой регулярной армии потребовало разведения новых пород овец, дававших сырье для производства сукна. Они закупались в Испании и Германии, а затем разводились в южных районах России. Также создавались первые конные заводы, без которых было невозможно иметь большую кавалерию.

Для нужд двора разводились шелковичные черви, с помощью которых производился шелк. По указу царя расширялись посевы льна и конопли для нужд армии.

Строительство флота потребовало вырубок лесов на обширных территориях. В связи с этим Петр I запретил рубить лес вблизи рек. Это были первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия.

Однако, несмотря на все эти новшества и перемены к лучшему, принудительный труд крепостных, низкий уровень развития сельскохозяйственной техники не могли обеспечить высокой и устойчивой урожайности полей.

4. Какие изменения произошли в ремесленном производстве? К концу царствования Петра в стране было учтено около 16 тысяч ремесленников.

Крупнейшими ремесленными центрами были Москва (здесь около 7 тысяч человек занимались ремеслом) и Петербург (2,5 тысячи). Основными видами ремесленного производства были предметы домашнего обихода: замки, ножи (особо ценились те, что были сделаны в селах Павлове, Ворсма и др., оловянная посуда (Яро- славль, холсты (Кострома, украшения из золота и серебра (Москва, финифти (Ростов Великий) и др.

В целях повышения качества ремесленной продукции мастера были обязаны ставить личное клеймо на изделии.

В 1722 году были введены ремесленные цеха, объединившие мелких производителей. Кроме зарегистрированных ремесленников, в стране были мно-гие тысячи деревенских мастеров, работавших в межсезонье, когда заканчивался сельскохозяйственный цикл. Как правило, они хорошо выделывали кожи убитых на охоте животных и шили из них шапки и шубы.

С увеличением численности армии росли заказы на кожаные сапоги и ремни. Только в Москве работало почти 1500 сапожников. Однако главными специалистами в этом деле считались ярославцы. Качество выделки кожи русскими ремесленниками было настолько высоким, что их изделия превратились в один из самых популярных товаров, идущих в Европу.

5. Какие изменения произошли в торговле? В первой четверти XVIII века успешно развивался всероссийский рынок. Кроме сельских торжков, куда 2— 3 раза в неделю собирались продавцы и покупатели из близлежащих деревень, действовали и расширялись оптовые ярмарки.

При Петре I были усовершенствованы пути сообщения, что содействовало развитию торговли: был построен Вышневолоцкий (1703—1709) и начато строительство Ладожского обводного канала (1718—1731) и Волго-Донского канала.

Развитию внутренней торговли способствовало увеличение численности городов и городского населения, рост мануфактурного производства, создание регулярной и многочисленной армии.

Значительно выросли и объемы внешней торговли. Причем значение крупнейшего прежде порта — Архангельска — неуклонно падало, а роль Петербурга, Риги и других балтийских гаваней возрастала.

Стремясь оградить отечественного производителя от конкуренции иностранных товаров, Петр ограничивал или запрещал вовсе ввоз в страну тех товаров, которые в достаточном количестве производились в России. Одновременно запрещался вывоз сырья, необходимого отечественным производителям.

В 1724 году Петр принял Таможенный тариф, который установил 75%-ную пошлину на ввоз в страну даже высококачественных иностранных изделий, если они в достаточном количестве производились в России. Это делало ввоз таких товаров невыгодным для иностранных купцов. Пошлины на другие иностранные товары устанавливались в пределах от 12 до 37% и взимались в иностранной валюте по выгодному для России курсу. Был ограничен вывоз золота и серебра из страны и, наоборот, поощрялся их ввоз. Основными торговыми партнерами России при Петре были Англия и Голландия. В Россию ввозились табак, металл и изделия из него, украшения, кружева, кофе. Вывозились в основном пенька, лен, сало, юфть, поташ, лес, начинался экспорт зерна (он был запрещен лишь в годы неурожая). На юге страны важ-нейшим торговым центром была Астрахань, через которую шла торговля с Персией и Закавказьем. На востоке все более активной становилась торговля с Китаем.

При Петре были сделаны и попытки установить торговый путь через Центральную Азию в Индию, но они не были удачными.

6. Каковы были итоги экономического развития России в первой четверти XVIII века? Главным итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства страны в первой четверти XVIII века. В семь раз вы- росло число мануфактур. Значительно расширился объем выпу-скаемой промышленной продукции. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать (продавать за границей). В сельском хозяйстве внедрялись новые орудия труда, росла его производительность. С включением в состав России Прибалтики значительно выросли торгово-экономические связи с Европой, год от года росли обороты внешней торговли. Крупнейшим ее центром был Петербург. Увеличился товарооборот и внутри России. Значительно выросло купеческое сословие, ставшее основой отечественной экономики.

Однако все эти достижения были получены высокой ценой: тяжелые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств; свободное предпринимательство тормозилось господством крепостнической системы. Государство играло ведущую роль в экономике.

Все это вызывало неизбежные конфликты и потрясения в обществе.

Собрать карточки

- Переходим к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»

V. Изучение нового материала

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая граждан екая азбука — вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков.

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и переводные учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки — общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». (Ребята запишите дату в тетради 1702 г.). Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

2. Образование.

«Аз есмь в чину учимых». Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь. Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного — центрального и местного — управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, ди-пломаты.

В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными языками. Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на базе которой формируются школы — славяно-латинская, славяно-греческая и славяно-русская.

При Петре I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней — кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ. В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, порой экзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых. Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

3. Развитие науки.

Еще будучи в Европе во время Великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой. Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенести научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сделал, — пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы. Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700—1782, французский астроном и картограф Жозеф Делиль (1688—1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам. Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областей науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы. Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать, «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе. Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару. Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств. В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарных и винторезных станков в 1712 – 1725гг. (Ребята давайте запишем дату 1712 – 1725 гг.). Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды. Сам Петр в свободные часы работал как автор над «Историей Свейской (т. е. Шведской) войны». Но времени не хватало, и его труд остался неоконченным.

Потрясенный музеями Европы, Петр задался целью создать нечто подобное и в России. В 1714 г. в Петербурге открылась Кунсткамера — первый естественно-научный музей в стране. (Ребята запишите дату 1714 г.). Для него, выстроено специальное здание на берегу Невы, которое до сих пор является одним из украшений города.

Все эти достижения в области науки, появление в России иностранных ученых, рост собственных научных кадров привели к тому, что Петр замыслил создать Российскую академию наук. Он считал, что развитие и стране фундаментальной науки станет мощным рычагом ее восхождения на более высокий цивилизационный уровень. Петр подошел к этой проблеме с присущей ему решительностью и размахом. Академию он взял на государственное обеспечение и оказал ей всяческую государственную поддержку. Но и от ученых требовал упорного и масштабного труда на благо Отечества. Проект Академии наук Петр утвердил в 1724 г. Сама же Академия открылась в 1725 г. уже после смерти ее создателя. (Ребята запишите дату 1725 г.).

4. Литература и искусство.

Эпоха Петра 1 не могла не наложить отпечаток на литературу и искусство.

В традиционные народные литературные жанры — былины, исторические песни, сказки властно вторгается «петровская» тема. В них присутствует сам царь, его свершения и победы, тяготы, раздумья. Там же описаны и его враги — шведы и Мазепа, и те из его соратников, кто предал, обманул его, вроде казнокрада сибирского губернатора князя Гагарина.

Новым явлением в литературе стала публицистика — произведения, созданные петровскими сподвижниками и прославлявшие деяния царя-реформатора. Такими были, например, творения Феофана Прокоповича, вице-президента Синода, видного церковного деятеля и писателя. В своих трудах «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» он прославляет Петра I, преобразование России, право царя на передачу престола в своей семье по собственному усмотрению, а не обязательно старшему сыну, ставшему к этому времени в оппозицию к отцу.

Первая четверть XVIII в. России отмечена новыми явлениями в области искусства.

В Москве был вновь возрожден театр. Представления шли в деревянном здании, сооруженном прямо на Красной площади. Ставили пьесы немецких, французских, испанских авторов, но, естественно, на русском языке. Появились и первые пьесы отечественных драматургов на исторические темы. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.

Произошли существенные сдвиги в живописи, и главное из них — развитие наряду с традиционной иконописью светской реалистической живописи. В первую очередь это относится к портретной живописи.

Появились первые русские художники-реалисты. Оценив их талант, Петр послал некоторых из них на выучку за границу. Виднейшим портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина «Петр I на смертном ложе». Другим известным русским художником - портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев. Оба они прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными церковными хоровыми произведениями, народными песнями зазвучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на эти военно-музыкальные зрелища.

5. Значение культурного наследия Петровской эпохи. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.

На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.

Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.

Более того, все эти новшества и достижения стали достоя-нием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

Закрепление: Давайте вспомним с вами: Что нового было для Российского государства в культурных преобразованиях Петра I?

Повторительно-обобщающая беседа по вопросам учебника:

1. Чем была вызвана необходимость проведения реформ в области культуры и образования Петром Великим?

2. Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?

3. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

Домашнее задание: § 18 – 19; прочитать документы на стр. 144-145, ответить на 3 вопрос к документу на стр. 145; сообщение на тему «Кунгурское восстание 1703 г.».

Публикации по теме:

Конспект урока по физической культуре «Гимнастика» в 3 классе Конспект урока по физической культуре для 3 класса (по ФГОС) Ф. И. О. педагога: Шипилова Татьяна Юрьевна Предмет: физическая культура Класс:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа 21 века» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока истории в 7 классе «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»
Опубликовано: 22 октября 2023 в 21:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока истории в 7 классе «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»» (включая файлы) размещена пользователем Жасмин Идрисова (УИ 3306920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД