Нина Чеботарева
Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс для педагогов дошкольного образования.
Тема: «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
Подготовила: учитель-логопед Чеботарева Н. А.
Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение кото-рых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоров-ления дошкольников.
Публикация «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги!
Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось познакомить вас (или напомнить) с совре-менной здоровьесберегающей технологией – кенизиология и помочь усвоить примене-ние кенизиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей детей с ОВЗ. Хотя безусловно данная технология будет полезна и нормативным детям и даже педагогам.
Перед нами, перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача всестороннего раз-вития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными речевыми, пси-хологическими нарушениями, трудностями в адаптации. Но мы сегодня не будем анали-зировать причины, которые приводят к трудностям в обучении, а поговорим о некото-рых способах их преодоления
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а определенной подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, возможно какого то творческого подхода к решению возникающих проблем. Именно поэтому я решила вспомнить о та-кой технологии, науки, как кенизиология.
Что же такое кинезиалогия?
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья че-рез определенные двигательные упражнения. Т. Е. это своеобразная гимнастика для моз-га. Мы все с детьми занимаемся ежедневно гимнастикой для тела на занятиях по физре, утром перед своими занятиями, занимаемся артикуляционной гимнастикой, так почему бы нам еще не включить в сою образовательную деятельность гимнастику для мозга.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у чело-века одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логиче-ским складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полу-шарием.
Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова.
Попрошу выйти 4 человека, которые желают определить свое доминирующее полуша-рие.
Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Существует два варианта выполнения данного теста.
- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,то у вас преобладает логическое мышление, у вас мысли-тельный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «ов-ца», «бегать», «шерсть», то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезио-логии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, переда-вать информацию из одного полушария в другое т. е. осуществлять межполушарное вза-имодействие.
Очень часто дошкольники сталкиваются со сложностями усвоения учебной про-граммы. Нередко причинами неудач могут оказаться вовсе не лень, отсутствие мо-тивации или ответственности. Истоки возможны более глубокие, связанные со сложными процессами, протекающими в структурах головного мозга. Речь идет о возможности передачи информации из одного полушария в другое - межполушар-ном взаимодействии.
Но в этом ли причина? Ответить на этот вопрос поможет несложный тест.
Ребенок держит ведущую руку на пояснице. Педагог касается твердый предме-том (кисточкой, карандашом, тыльной стороной ручки и т. п.) в хаотичном по-рядке фаланг пальцев руки, не задействуя при этом большой палец. Испытуемый должен показать большим пальцем свободной руки, какая фаланга какого пальца была задета.
Интерпретация результатов: более 30% неправильных ответов - сложности меж-полушарного взаимодействия присутствуют. Значит, кенизиологические упражне-ния, о которых я расскажу позже, для такого ребенка будут наиболее эффективны. Но безусловно, что для детей, которые покажут положительные результаты данно-го теста (дадут менее 30% неправильных ответов, эти упражнения будут тоже по-лезны, не навредят, а будут способствовать дальнейшему интеллектуальному раз-витию и облегчать процесс обучения.
Кенизиологические упражнения, игры могут использоваться на занятиях как подгрупповых, так и на индивидуальных. Их могут применять специалисты, вос-питатели, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре в виде физкультминуток, пальчиковых игр, элементов самомассажа в процессе НОД.
Прежде чем перейти к непосредственному описанию этих упражнений, я хоте-ла бы остановиться на некоторых условиях их эффективного использования.
Кинезиологические упражнения должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная дея-тельность ребёнка.
Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных дей-ствий может прерываться кинезиологическими упражнениями, тогда как творче-скую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потен-циала и элементов творчества, кинезиологические упражнения рекомендуется при-менять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятель-ности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логи-кой, знаками, с выполнением каких либо точных действий (занятие по развитию математических представлений) следовательно, с работой левого полушария и дис-кретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражне-ний.
Описание кинезиологических методов и упражнений.
Теперь мне бы хотелось перейти к непосредственному описанию некоторых кине-зиологических упражнений. Их достаточно много, и не все просты в использова-нии. Я постараюсь остановиться на упражнениях, которые несложно объяснить детям и которые легко осуществить на практике. И если вы не против, то давайте некоторые из упражнений вместе прорабатывать.
Кинезиологические методы включают в себя :
1. Упражнения по развитию мелкой моторики рук необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.
2. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышеч-ное напряжение) и гипотонус (некотролируемая мышечная вялость).
3. Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность.
4. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улуч-шить восприятие, укрепить глазные мышцы. Однонаправленные и разнона-правленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодей-ствие
5. Телесные упражнения снимаются непроизвольные, непреднамеренные дви-жения и мышечные зажимы.
6. Массаж и самомассаж о благотворно воздействует на биологические активные точки
7. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряже-ния.
Еще раз повторюсь, что основная цель кинезиологических упражнений за-ключаются в установлении и укреплении связей между полушариями головно-го мозга, они "учат" их работать одновременно. Параллельно развивается мел-кая моторика, графомоторные навыки, речь и все основные познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).
Эти упражнения можно использовать для подготовки к тому или другому виду деятельности. Их можно использовать как в развивающей деятельности, в каче-стве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего зве-на, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
1. Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
2. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
3. «Здравствуй» - пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
4. «Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в дру-гую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Растяжки.
1. “Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко присаживается и изображает лужицу воды. Необ-ходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и пре-вратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. “Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превра-щается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вы-тяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачи-ваетесь, как дерево.
3. “Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и не-гнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солда-том, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслаби-лись.
Дыхательные упражнения.
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А те-перь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуй-те эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и выныр-нуть – открыть нос и сделать выдох.
3. “Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекра-тить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
Телесные упражнения
1.«Ухо – нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за про-тивоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
2. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой ру-кой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь ру-кой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по про-тивоположной ноге.
3. Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражне-ние 8–10 раз.
4. «Винни – пух». Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем ме-няем руки.
Глазодвигательные упражнения
1. “Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонталь-ную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
2. “Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, живот-ных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогам.
3. “Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
4. “Глазки”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего гла-за и держать 1-2 секунда.
Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образователь-ный процесс, снижают утомляемость детей.
При использовании кинезиологических методов повышается стрессо-устойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная дея-тельность. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, простран-ственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствует-ся регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате по-вышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.
Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии.
Занятия с применением кинезиологических упражнений хорошо помогают в предшкольной подготовке с детьми подготовительной группы.
Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского орга-низма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как лов-кость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю.
Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.