Роо Галина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Автор: Роо Галина Сергеевна
Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Раскрыв сущность задач развития речи детей в дошкольном периоде обратимся к методическим принципам, на которых основывается развитие речи и попытаемся выделить роль игры и игрушки как средства обучения и развития речи.
Как отмечают отечественные ученные, процесс развития речи детей должен строиться с учетом не только дидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами в современной педагогической науке понимаются общие положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.
Методические принципы обучения, определяются закономерностями усвоения детьми дошкольного возраста родного языка и речи. Они отражают особенности обучения родной речи.
Рассматривая методические принципы, Федоренко Л. П. указывает на их взаимосвязь друг с другом и взаимодействие с общедидактическими принципами, такими как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность, индивидуальность, активность.
Отечественные ученные выделяют следующие методические принципы развития речи :
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он основывается на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Развитие речи основывается на сенсорных представлениях, составляющих основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работа по развитию речи неотрывно связана с работой, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Следование этому принципу предполагает привлечение наглядных средств обучения, использование методов и приемов, которые бы способствовали целостности развития всех познавательных процессов.
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Этот принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.
- принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать и использовать, как традиционно произносятся слова, словосочетания в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. По мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности. А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Данный принцип рассматривает мотив, как важнейший компонент в структуре речи, от которого зависит качество речи и успешности обучения. В повседневном общении, как указывает Сохин, мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Психологи отмечают, что важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.
- принцип обеспечения активной речевой практики. Этот принцип основывается на том, что речь и язык усваиваются в процессе их употребления, непосредственной практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность как отмечает Л. П. Федоренко – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Применение этого принципа на практике предполагает создание условий для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.
Раскрыв сущность методических принципов, на которых строится развитие речи детей дошкольного возраста, обратимся к игре как к средству обучения дошкольников. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:
Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.
Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.
Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т. е. социальных явлений.
Развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике. Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л. А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Л. А. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится наиболее связной. [Д. Б. Эльконин].
Как указывают ученые, при этом не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы : детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.
Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Разработкой теории игры и роли игрушки в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Неизменный спутник детской игры – игрушка, которая выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых предстоит ребенку и освоить различные действия с ними.
По словам А. С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.
К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка -своеобразная школа воспитания чувств ребенка, и подчеркивал, характер ребенка будет формироваться от того, какие впечатления будут отражаться в игре, и как в ней будут применяться игрушки.
Исследования Е. А. Коссаковой доказали, что в отборе игрушек взрослые должны руководствоваться возрастными закономерностями развития детской игровой деятельности.
Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка : первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью.
Хорошо известно и многократно доказано, что общее развитие ребенка самым тесным и непосредственным образом связано с развитием его речи. Становление полноценной речи, в свою очередь, предполагает активную деятельность, в которую ребенок охотнее всего включается через игру.