Елена Завгородняя
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей детей.
Задачи:
-Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
-Обучить педагогов основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Оборудование:
Публикация «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воздушные шарики, веревка, обруч, стол, игрушки, магнитофон, коробка с конфетами.
Методы и приемы:
Наглядные, словесные, практические.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о коммуникативной компетентности дошкольников. Опыт работы с детьми показывает, что в настоящее время у на много плохо говорящих детей, так они ещё мало общаются друг с другом. А если и общаются, то это общение вызывает серьёзную тревогу. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, является организация деятельности детей игровой форме.
Станислав Теофилович Шацкий писал, что Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.
В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько игр для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
При знакомстве детей друг с другом можно использовать:
Приём «Паутинка»
Уважаемые коллеги я попрошу вас сесть в круг. У меня в руках клубочек. Это не простой клубочек это клубочек дружбы. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. «Добрый день, участники мастер-класса! Меня зовут Елена Валентиновна. На что похоже наше переплетение?
(сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».
Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.
В своей работе я использую такой метод, как тимбилдинг. Наверное, многие из вас его тоже используют, а кто нет знакомтесь. Тимбилдинг или командообразование используется для создания и повышения эффективности работы команды. Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра, направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды). Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.
В чем же особенность тимбилдинга? А в том,что упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг - тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее они выполняют задания.
«ГУСЕНИЦА»
Коллеги, сейчас вы будете одной большой «гусеницей», вам нужно будет всем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Вывод: игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.
«ВОЛШЕБНЫЙ ОБРУЧ»
У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.
Встаньте в тесный круг. Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».
Не прерывая контакта обруча с пальцами, опустите его на пол. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч будет проявлять свой характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит обруч на пол.
Вы сможете свободно обсуждать, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами рук участников игры.
Вывод: сплочение группы, определение лидеров, выявление господствующего настроения в группе; проверка эффективности группового взаимодействия.
«ФИГУРЫ»
Оборудование: веревка длиной равной 1 м * количество участников.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Без слов постройте квадрат, треугольник. Теперь закройте глаза и, постройте овал, круг.
Вывод: психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
«ПОСИДЕЛКИ»
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким.
Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
Вывод: игра учит доверию, формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый отвечает не только за себя, но и за других.
Хочу, предложит ещё один метод, который использую в работе с детьми. Это метод создания проблемных ситуаций.
Дошкольники - прирожденные исследователи, подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - активно помогать в этой деятельности, поощрять ее.
Вот несколько вариантов игр:
«ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА»
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1. Давайте поиграем в детский магазин. Арина - продавец, а другие дети - покупатели. Они приходят в магазин и хотят купить себе игрушку. Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов правильной просьбы, дети должны знать и слова благодарности, и отзыва на них.
2. Вы приехали в цирк в незнакомый город, и знаете как пройти к цирку. Вам нужно спросить, у проходящего рядом, человека. Пусть им будет Ваня. Лера, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к цирку. Как ты это сделаешь?
И таких вариантов может быть много.
«ОБРАЩЕНИЕ К ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ»
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
Выбираем детей в пары.
1. Дима, как твое отчество? Значит, ты будешь Дмитрий Денисович, а Саша его сосед. Вы встретились на улице и ты хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2. Пусть Вика будет детским врачом – Викторией Ивановной, а Юля придет к ней на прием. Как вы будете общаться?
Ситуации могут быть различными.
«УТЕШЕНИЕ»
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
Давайте найдем слова утешения).
1. Маша упала и ушибла коленку. Ей больно. Пожалейте её.
2. Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
3. Кукла Кате сделали укол. Ей больно. Пожалейте ее.
4. Мама порезала палец. Утешьте её.
«УСТУПЧИВОСТЬ»
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1. В группе появилась новая машинка. Все хотят поиграть с ней. Леша и Матвей пришли первыми. Попробуйте решить, кто будет играть первым, или будут другие варианты общения.
2. Мы должны войти в музыкальный зал на театральную постановку. Давайте сделаем это быстро и без давки. Варианты ответов (войти друг за другом, пропуская товарища, пропустить вперед девочек).
3. Вы вошли с другом в автобус, а там одно свободное место. Как вы поступите?
Уважаемые педагоги проблемных ситуаций может быть много и все они как правило действуют безотказно так как игровая форма обучения это всегда интересно и хорошо запоминается.
Вот такие варианты можно использовать для коммуникации у детей дошкольного возраста.
Младшие дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», «Больница», «Магазин», в которых усваивают правила поведения. Необходимо знакомить их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегая посторонних жестов и не отвлекаться, учить сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно. Для установления контакта с маленькими детьми работать лучше индивидуально или малыми группами. Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие детей младшего возрастая раздам вам в виде памяток (приложение 1).
В заключении своего мастер класса я хочу провести с вами иргу на развитие чувства эмпатии.
«ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»
У меня в руках, коробочка (закрыта крышкой). Как вы думаете, что в ней. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания:
пусть они избавятся от болезней
пусть никогда не умирают
пусть все долго живут
пусть у всех будет дом
пусть у всех будет обед
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Всем спасибо!
Большое спасибо за внимание. Всем желаю здоровья и творческих успехов!
Приложение 1
«Игры, направленные на социальное развитие детей младшего возраста»
Формирование своего «Я»
1. Игра «Топни ножкой»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Топни, Катя, ножкой,
Топ-топ-топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совместные действия.
2. Игра «Бабушкин клубочек»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!»
Игру можно повторить несколько раз.
3. Игра «Испечем оладушки»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки» : демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.
4. Игра «Кто спрятался?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.
Игру можно повторить несколько раз.
5. Игра «Вот Я!»
Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.
Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.
6. Игра «Это мое!»
Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать действиям взрослого.
Оборудование: одежда детей.
Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хороню знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.
7. Игра «Чья игрушка?»
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно рассматривать игрушки, продолжать учить использовать в своей речи место-имения «моя», «мой», указывать на себя жестом.
Оборудование: разные сюжетные игрушки, по одной на каждого ребенка.
Ход игры: взрослый сообщает детям, что принес им большую корзину с игрушками. Раздает каждому по игрушке и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время взрослый собирает все игрушки, кладет их в корзину и, поочередно, вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребенок должен сказать: «Моя» и взять ее у взрослого. Если ребенок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый вновь предупреждает, что скоро соберет игрушки, и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т. п., задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»
Формирование представлений о других
1. Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
Вариант. Игра проводится с куклой.
2. Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, показывает поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с ладонями ребенка, при этом произносится потешка:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Игра эмоционально поддерживается взрослым.