Обальянинова Ольга
Игровой метод как средство мотивации детей дошкольного возраста к изучению английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье представлен опыт работы по обучению старших дошкольников английскому языку в условиях ДОУ посредством создания рабочей программы «Маленькие англичане». Программа направлена на обучение детей некоторым азам английской грамматики, аудирования и говорения, что позволит сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка в начальной школе.
Публикация «Игровой метод как средство мотивации детей дошкольного возраста к изучению английского языка» размещена в разделах
Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования.
Актуальность
В связи с возрастающей образовательной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет вреда здоровью детей. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Проблемность
1. Недостаточное количество методических и практических разработок, в результате этого, примерной программы по обучению дошкольников иностранному языку нет.
2. Обучение дошкольников иностранному языку требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых.
3. Отсутствие специально подготовленных кадров среди воспитателей, а приходящий учитель из школы, как правило, не знает специфики работы в детском саду и механически переносит школьные приемы и методы обучения иностранному языку на детей дошкольного возраста.
4. Нет единых требований к уровню подготовки дошкольников в области иностранного языка. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познавательной деятельности.
5. Нет единой точки зрения на уровень знаний приобретённых дошкольником при изучении иностранного языка. Нет единых установленных программных требований по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста.
Несмотря на большое количество научных разработок по теме, при организации раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении мы считаем, что данная тема на современном этапе остается актуальной и требует дальнейшего изучения, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Необходимо также отметить, что для маленького ребенка родной язык является жизненно необходимым инструментом -- единственным средством общения, поэтому здесь нет проблемы мотивации усвоения языка. Иную картину можно наблюдать в процессе обучения иностранному языку. Здесь проблема мотивации учащихся является одной из центральных, равно как и проблема осознания обучаемыми языковых средств. Поэтому именно ранний возраст представляет уникальные возможности в этом плане, поскольку у детей 5-6 лет действует игровая мотивация, использование которой позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.
Таким образом, цель данной программы – это формирование иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников :
1. Привить детям желание изучать английский язык;
2. Накопить базовый запас слов по бытовым темам, по предлагаемым предметам.
Задачи:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с англоязычными людьми;
- расширение лингвистического кругозора дошкольников (овладение первичной коммуникацией на втором языке);
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления дальнейшего психологического барьера.
Одним из важных аспектов, для достижения цели при отборе содержания обучения иностранному языку детей дошкольного возраста необходимо, в первую очередь, принимать во внимание такие их особенности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерная двигательная активность. Поэтому в процесс работы активно включаются стихи, игры, песни. Разучивая стихи и песни, дети двигаются в такт словам, во время игр они произносят рифмовки, а игровые моменты присутствуют во всех видах деятельности. Через игру ребенок овладевает действиями с предметами, познает окружающий мир и отношения людей. Игра заставляет ребенка проявлять творчество, выдумывать, изобретать. Через игру обеспечивается положительное эмоциональное воздействие на ребенка в процессе обучения. Организация игровой деятельности, которая позволяет сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания, является главным условием обучения иностранному языку в дошкольном возрасте. С помощью игрушек ребенок вовлекается в интересный мир новых, необычных слов. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игры позволяют более полно осуществлять учебные задачи, заинтересовывают и активизируют детей. Они дают возможность направлять умственную и двигательную активность, обеспечивают богатство ассоциативных связей.
Игра является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок и т. д.
Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции.
Игра ведущий вид деятельности дошкольника, что именно игра в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Притом, что о детской игре написано уже очень много, вопросы теории ее так сложны, что единой классификации игр до сих пор не существует.
Игра и игрушка являются одними из главных средств обучения иностранному языку. Использование игровых приемов позволяет заложить основы учебной деятельности: умение ставить цель и действовать в соответствии с ней, контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
В ряде программ, таких как "Истоки", "Развитие" предполагается обучение дошкольников иностранному языку, но обучение иностранному языку включено в формируемую (вариативную) часть в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Одна из причин данного положения - не разработанность модели раннего обучения иностранному языку в системе дошкольного образовательного учреждения, отсутствие обоснованной технологии, обеспечивающей формирование элементарных навыков общения детей.
Практическая часть
Моя работа по ведению дополнительного образования началась в подготовительной группе. Была разработана образовательная программа по английскому языку для дошкольников старшего возраста «Маленькие англичане».
Обучая детей английскому языку, использовались следующие виды работ: игры и сказки, разучивание стихотворений, считалок, рифмовок, разучивание песен подвижные игры, игры с мячом, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении, воспроизведение ситуативных диалогов. На каждом занятии использовались динамические паузы, физкультминутки и подвижные игры, которые старалась связать с тематикой занятия.
Большой интерес у детей вызывало воспроизведение песен и стишков на английском языке. На первых занятиях они слушали, старались запомнить слова. А потом уже без особого труда вместе со мной воспроизводили данный материал.
Дети в игровой форме знакомились с репликами приветствия и прощания. В гости приходил Микки-Маус и вместе с ним дети пели песни приветствия. Знакомились с дикими и домашними животными на английском языке. Изучали семь цветов радуги. Для закрепления изучали песню «Радуга». Проводились инсценировки сказок, такие как «Колобок», «Теремок», «Белоснежка и семь гномов». Во время игры в кафе или магазин, дети знакомились с названием продуктов на английском языке. Детки учились считать от 1-10. Итоговым открытым занятием была инсценировка «Дня рождения» собственного сочинения, на английском языке «День рождения Джона».
На занятиях использовались различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры с правилами и т. д., а также игровые приемы : внезапное появление героев, предметов, выполнение игровых действий, создание игровой ситуации и т. п.
Игры очень нравятся детям и заставляют вспомнить необходимые слова и фразы без всякого усилия. Наряду с основной деятельностью игрой использовались и другие, например, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Основное значение изобразительной деятельности на занятиях по иностранному языку в том, что она объединяет зрительную, слуховую и моторную память, помогает развивать воображение, творчество, поддерживает интерес к занятиям.
Готовность детей к изучению иностранного языка наступает к пяти годам. Методика проведения занятий должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и быть направлена на их развитие. Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем как часть общего развития личности ребенка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным.
Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Изучение иностранного языка призвано также, внести определенный вклад в развитие мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в развитие его коммуникативно-познавательных способностей.
По окончанию обучения английского языка детей подготовительной группы цель была достигнута - это привить детям интерес к английскому языку. Чтобы на занятия дети ходили с удовольствием. Я считаю, что, используя игровой метод на каждом занятии, удалось заинтересовать детей.