Ольга Петрова
Гендерное воспитание как основа раскрытия личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье автор описывает опыт работы в гендерной группе, состоящий из мальчиков. Педагог обсуждает условия раскрытия личностных качеств, в соответствии с гендерной принадлежностью «Я-мальчик». Так же рассказывает о важность привития народных традиций в воспитании мальчиков.
Публикация «Гендерное воспитание как основа раскрытия личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: гендерное воспитание, народные традиции, дошкольный возраст
«Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик [5]».
«Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. При воспитании детей нужно помнить об этом [4]».
Гендерное воспитание начинается с самого раннего возраста. В семье ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность. Во время наблюдений за родителями, взрослыми и окружающим социальным явлением он начинает осознавать свою гендерную принадлежность. Далее ребенок поступает в детский сад, где окончательно формируется гендерное самосознание. В ДОУ под руководством педагогов продолжается гендерное воспитание.
В национальных детских садах в вопросах гендерного воспитания мы-педагоги опираемся на народные традиции. В традициях народа Саха накоплен бесценный опыт воспитания, передаваемый от отца к сыну, от матери к дочери. Наши предки оставили богатый клад материального и духовного наследия, дошедшего до нас в фольклоре, обычаях, традиционных видах спорта, быта, промыслах.
Народ имеет свои национальные традиции в воспитании подрастающего поколения. Успешность традиционного воспитания доказывает преодоление народом трудностей в суровом климате и сохранение национальной идентичности. Наши предки сумели выжить в сложных погодных условиях и при враждебных отношениях с другими народами, в которых иногда решалась судьба народа и даже его выживание. Этому поспособствовало то, что мальчик воспитывался как мужчина защитник, хранитель очага, хозяин, добыдчик и глава семьи.
В воспитании наши предки опирались на гендерный подход «Уолу уол курдук иитии», «Кыы ы кыыс курдук иитии». Детей воспитывали через труд, слово (такайар тыл) приучали занятиям подходящим гендерной принадлежности : девочки помогали матери, мальчики отцу. Воспитание через труд имеет философский смысл. Умеющий трудится ребенок вырастает готовым к жизни, сумеет выйти из сложных ситуаций. Ребенок будущее родителей – продолжение рода, будущее народа. Это было целью воспитания народа саха в протяжении многих веков.
В современном мире с развитием технологии и урбанизации постепенно стираются границы половых принадлежностей и теряется ценность мужчины как главы, кормильца, защитника семьи. Поиском пути разрешения проблемы современном мире занимаются педагоги всего мира на всех ступенях образования, начиная с дошкольного возраста. Одним из обоснованных направлений решения считаем гендерное воспитание. В детском саду созданы гендерные группы, в которых мальчики и девочки воспитываются отдельно. Так же наиболее эффективным направлением считаем изпользование народных традиций.
Мы занимаемся гендерным воспитанием мальчиков второй год. Дети поступили к нам с трех лет. В работе опираемся на народные традиции.
Используем следующие виды работы: знакомство с фольклором, обучение элементам национального спорта, знакомство с традиционными промыслами, знакомство с традициями (ысыах, алгыс, сиэр-туом, знакомство с традиционным мужским занятиям народа Саха (бултаа ын, балыктаа ын, су ьу иитии, сылгы иитии, оттоо ун, у аныы, проекты (Мин т руччум, А ам байанайа, Мин а абынаан, Мин киэ туттар ки им. бугэлэрбит туттар маллара, бугэлэрбит дьарыктара)
Создание развивающей среды с элементами национального колорита для мальчиков помогает в гендерном воспитании.
Воспитататели создали сюжетно – ролевые игры для ознакомления с традициями: балыктаа ын, бултаа ын, кустаа ын.
В группе созданы уголки: якутский двор, уголок олонхо, орудия труда, якутские настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан, са аан, сонор)
В современном детском саду невозможно представить воспитательно–образовательный процесс без электронных пособий. Воспитатели составили для детей электронные пособия: национальный праздник ысыах, осенняя охота, Байанай, сенокос в Якутии.
Развивающая среда создана с учетом гендерных особенностей детей. В группе преобладают предметы, игрушки, стенды подходящие для мальчиков (машины, книги, сюжетно-ролевые знакомящие с мужскими профессиями, картины, стенды и. т. д.)
В обычной группе детского сада лидируют девочки. Девочки опережают мальчиков в речевом и социальном развитии. В смешанных группах большой процент девочек принимают участие в мероприятиях, конкурсах, образовательном процессе, не давая возможности раскрыться мальчикам. А мальчики остаются как бы «на втором плане». Девочки послушные, ответственные легко обучаемые, более дисциплинированные, общительные. В группе состоящем только из одних мальчиков, как бы нет конкурентов, которые превосходят их в развитии. Педагоги усиленно работают с мальчиками, стараются развивать их способности, раскрыть таланты. В таких условиях мальчики по природе стеснительные, немногословные становятся активными. Такая организация образовательного процесса благоприятно воздействует раскрытию личностных качеств мальчиков. Дети активно участвуют в конкурсах, занимают призовые места.
Сравнительная таблица участия в конкурсах
гендерной и обычной групп (возраст 4-5 лет)
Группа % участия Призовые места %
Гендерная (мальчики) 82 76
Смешанная 30 (мальчики)
60 (девочки) 15 (мальчики)
85 (девочки)
В дореволюционное время, гендерное образование велось на государственном уровне, юноши и девушки учились отдельно. Результат гендерного подхода в образовании появление выдающихся людей, оказавших огромное положительное влияние на развитие культуры, духовности. Образовался интеллектуальный цвет нации, внесший огромный вклад в развитие страны.
«Роль гендерного воспитания очень важна в наше время. Изучать этот вопрос должны педагоги, а также родители. И все, кто окружает детей, должны понимать - мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Нужно постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от родителей и воспитателей [6]».
Поэтому, мы считаем, что гендерное воспитание, в дошкольном периоде развития ребенка, имеет хорошие результаты особенно для мальчиков. Мальчики стали более активными, чем их сверстники из смешанных групп.
Список литературы:
1. Региональная модельная программа создания среды саморазвития детей и молодёжи «Эркээйи эргиирэ» : региональная модельная программа создания среды саморазвития детей и молодежи/ Отв. ред. Т. М. Ильина, Г. И. Охлопков. – Якутск: ООО «Компания «Дани-Алмас», 2020;
2. Ресурс Интернет: Белышева Александра, Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада;
3. Ресурс Интернет: Бессонова Юлия Владимировна; Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности; 08.02.21;
4. Ресурс Интернет: Быкова Елена Александровна, Гендерное воспитание в семье и его педагогическое сопровождение; опубликовано: 29.11.2019; Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»;
5. Неустроева М. Д., Елисеева М. И. «Ураанхай саха о ото» - Якутск, 1998;
6. Ресурс Интернет: Малеваная Евгения Стратоновна, Гендерное воспитание в детском саду и семье; опубликовано: 19.10.2018; журнал «Воспитатель детского сада»;