Лиля Горбова
О важности оптимизации семейных традиций и роли семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О важности оптимизации семейных традиций и роли семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Коллеги, в законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младшем возрасте». Поэтому сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками – одна из главных задач воспитателя.
Публикация «О важности оптимизации семейных традиций и роли семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В период дошкольного детства у детей закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых навыков и привычек. Развитие ребенка находится в зависимости от условий среды, организации всей его жизни и воспитания, в частности физического.
Сегодня тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Поэтому сегодня объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей. Ведь именно здоровье является условием усиленного роста и развития духовного и физического совершенствования каждого человека.
На этапе дошкольного развития у детей от трех до семи лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, поэтому избыточные нагрузки на неокрепший детский организм могут привести к необратимым последствиям.
Работая с детьми, я обратила внимание, что родители в стремлении «усилить» и ускорить процесс обучения детей множеством дополнительных занятий и кружков, и тем самым реализовать свои амбиции, при этом не учитывают возрастные, индивидуальные и физические возможности своих детей, что приводит к неблагоприятным последствиям. Дети часто болеют, имеют различные хронические заболевания, некоторые стоят на диспансерном учете. Конечно и многие другие факторы влияют на здоровье.
Ученные говорят, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% от экологии, на 50% от образа жизни, и лишь на 10% от медицинского обслуживания.
Наблюдая за детьми нашей группы, беседуя с ними, я поняла, что многие их проблемы исходят от неправильного образа жизни в семье. Современные родители часто недооценивают факторы, укрепляющие, либо подрывающие здоровье их детей. Ведь 75% болезней взрослых приобретены ими в годы детства. Так 20%-30% детей уже сейчас имеют избыточную массу тела, что опасно нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы. Серьезным фактором риска является низкая двигательная активность детей, отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим, особенно компьютерным играм, приводит к нарушению мышечного тонуса и нарушению осанки. Так же недостаточное пребывание на свежем воздухе является причиной гипоксии, то есть недостатку кислорода. А в условиях кислородной недостаточности прогрессируют различные хронические заболевания.
Исходя из своих наблюдений, бесед с детьми и родителями, проведенного анкетирования, я сделала вывод, что решить проблему улучшения физического воспитания детей можно благодаря желанию и усилиям педагогов и родителей. Причем главенствующая роль в этом вопросе отводится семье.
Понимая важность решения этого вопроса я определила следующие задачи:
Провести анализ состояния детей старшего возраста (Диагностика);
Изучить роль семьи, семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста;
Разработать программу оптимизации физического воспитания, используя семейные традиции;
Определить преемственность ДОУ и семьи в физическом воспитании детей.
Итак, мы знаем, что здоровье – великое благо для достояния всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!»
Одним из важных аспектов оздоровления детей является физическое воспитание в семье. По определению А. Х. Маковецкого, диапазон воздействия семьи на детей так же широк, как и диапазон общественного воздействия. Семья обладает особыми дополнительными, присущими только ей, возможностями – формирование эмоциональной культуры, привычек человека. Семья является стимулирующей средой в формировании личности ребенка и его всестороннего развития. Так почему многие родители уделяют достаточно внимания физической культуре, а другие нет?
В качестве факторов физического воспитания в семье выступают :
Показатели состояния здоровья и психического развития ребенка, причем, чем ниже уровень здоровья ребенка, тем больше внимания родители уделяют его физическому воспитанию;
Стимулирующем фактором является: социальные и демографические особенности семьи, а так же наличие в семье традиций здорового образа жизни;
Несомненным фактором, влияющим как на уровень физического развития, так и на формирование стремления к активному использованию физических упражнений, является педагогическая компетентность родителей относительно выбора и эффективного использования средств физической культуры.
Механизм воздействия семейных традиций физического воспитания на ребенка достаточно широк. Это:
Социальные требования и установки – убеждения в значимости использования традиционных для семьи способов укрепления здоровья.
Важным элементом в воспитании детей является организация условий жизни в семье (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков, физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные игры, туризм и др.)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика).
Способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации здорового образа жизни (беседы, чтение литературы, личный пример родителям и другим членам семьи).
Исходя из вышеперечисленных факторов семья способна сформироваться к концу дошкольного возраста – осознанное отношение ребенка к проблеме поддержания здоровья посредством своих специористических возможностей – это пример родителей и других членов семьи, наличие семейных традиций активного отдыха (туризм, семейные праздники, подвижные игры, укрепление здоровья через закаливание, занятие спортом).
Но многие родители недооценивают роли семьи в обеспечении создания условий для позитивного, физического развития ребенка.
В связи с этим мною были проведены беседы и консультации с родителями о пользе физической культуре и условиях ее реализации посредством ценностно-ориентирующей функции:
- образец для подражания;
- оценка членами семьи своей деятельности;
- полоролевое воспитание;
- мотивация поведения.
Все это способствует от вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни. Также анализ специальной литературы в беседах с родителями наглядно показал, что формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом происходит посредством принятия ребенком социальных семейных законов и целей через осознание необходимости и пользе данной деятельности.
Таким образом, правильно организованное физическое воспитание в семье выступает, как условие и фундамент психического благополучия дошкольника.