Вишнякова Ирина
Конспект занятия «Формирование представления о звуках»
▼ Скачать + Заказать документы
В мире звуков.
Материал: зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица (детям показывают пиктограммы).
Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
Изобразите злую бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
2. Сообщение темы задания
Публикация «Конспект занятия „Формирование представления о звуках“» размещена в разделах
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
3. Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка». Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком).
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию (действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
4. Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р! - Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
- Мммуу! - Шшшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
- Жжж! - Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
- Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: - Пам, пам!
- Зззнь! Куклы кашляют в постели –
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое съели!
- Динь! - Кхх! Кхх!
Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)
Как перекликались поезда? (Ууу) Вы сегодня ещё не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
5. Физминутка
Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.
Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.
Прыжки на двух ногах.
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушиваемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури). Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли. Подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии
Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ёжик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ё жик: э-э-э. Как пели звери? (Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса).
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко, п-п-п, т-т-т (тихо, ж-ж-ж (с голосом, ш-ш-ш (без голоса).
7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями – белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
Н. В. Новотворцева
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится ….(губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы). Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы, полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы).