МААМ-картинки

Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша

Галина Володина
Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

При подготовке детей к школе большое внимание мы уделяем развитию у них пространственного и логического мышления. А в исследованиях И. С. Якиманской [2] доказано, что наиболее эффективным средством развития детей является работа с геометрическим материалом. Учитывая, что в дошкольном возрасте у ребенка доминирует наглядно-действенное мышление, мы обратились к такому дидактическому пособию, как блоки венгерского психолога Дьенеша. Предлагаемые им логические игры способствуют развитию речи, комбинаторных и аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач (умение выявлять в объектах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному-трем свойствам). Блоки Дьенеша дают также первое представление о таких сложнейших понятиях информатики, как алгоритм, кодирование информации, логические операции.

Темочки:

Комплект логических блоков состоит из геометрических фигур:

• четырех форм : круга, треугольника, прямоугольника, квадрата (по усмотрению педагога могут быть добавлены овал и ромб);

• четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

• двух размеров (большой, маленький);

• двух видов толщины (толстый, тонкий).

Таким образом, каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Наш детский сад работает по программе «Детство».

Одна из основных целей программы «Детство» - развитие познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста. Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. С. Н. Шабалина, В. К. Котырло, Л. А. Венгер, Т. Н. Игнатова и др. в своих работах указывают на то, что освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное отношение и др. дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной учебной. В свою очередь, свойства и отношения являются первоначальными математическими закономерностями. [ 5]

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально – дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе «Детство». Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.

Система З. Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система М. Монтессори или Б. П. Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти не только одно, а одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «И», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша :

1. Непосредственная образовательная деятельность (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность

дидактические игры, настольно – печатные («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»);

подвижные (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

сюжетно – ролевые игры «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены – кодовыми карточками ; «Поезд», «Почта»

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО – деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка, «Бабочка», «Животные» и др.)

Для того, чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Я, как и рекомендовано программой «Детство» (под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, начинаю знакомить детей с блоками Дьенеша со 2 младшей группы (3-4 года). Сначала мы с ребятами используем не весь комплект, а какую – то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук). К концу года я использую в работе разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки). К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) мои воспитанники используют уже полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно, ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

В постепенно усложняющихся играх и упражнениях с «логическими блоками» можно выделить 4 группы:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. В отличие от вышеуказанных они не имеют строгого места в системе работы с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

Во второй младшей группе используем блоки Дьенеша для организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого я предоставляю детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираю игры и упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству. Когда ребенок без больших затруднений справляется с подобными заданиями, предлагаю ему игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя.

С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомлю детей в экспериментальной деятельности. Они прокатывают через воротики эти фигуры и определяют предмет, который не катится (квадрат, и предмет, который катится (круг). Еще до проведения систематически организуемой совместной с педагогом деятельности я использую блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.

Для закрепления знаний об этих геометрических фигурах провожу игры-поручения с двумя обручами, например:

• «Положи в красный обруч красные круги, а в синий обруч - синие квадраты!»;

«Положи в красный обруч круги, а в синий обруч - квадраты!»;

• «Положи в красный обруч маленькие круги, а в синий обруч - большие круги!»;

• «Положи в красный обруч большие квадраты, а в синий обруч - маленькие квадраты!».

Использую блоки и в дидактических играх: «Чего не стало?», «Найди свой домик!», «Чудесный мешочек», в которых совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

В средней группе я закрепляю умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов (фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает дидактическая игра «Клад», которую я провожу со второй половины учебного года и, которая позволяет формировать знания обо всех четырех свойствах предмета.

В старшей группе знакомлю детей с приемами кодирования. Для этого используются кодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов. Карточки сгруппированы в специальных блокнотах, изготовленных родителями. Листы блокнота разрезаются на четыре части, соответствующие таким свойствам блоков, как цвет, размер, форма, толщина. В первой части блокнота в виде пятна красного, желтого или синего цвета обозначается цвет рассматриваемого блока. Во второй части с помощью двух изображений домиков показан размер блока (большой или маленький). В третьей части блокнота в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) обозначены формы блоков. И в четвертой части показана толщина блока с помощью изображения тонкого или толстого человечка. Варьируя эти четыре свойства, можно составить 48 наборов

Используя символы этих карточек, мы с ребятами составляем карточки с образно-ассоциативными кодами, которые позволяют реализовывать дифференцированный подход к детям, ориентируясь на четыре уровня сложности.

Первый уровень - на карточке закодировано одно свойство, например круг. К такому коду ребенок может подобрать блок любого цвета, размера и толщины, но обязательно круглой формы.

Второй уровень - на карточке закодированы два свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. К такому коду он может подобрать блок любого цвета и формы, но он должен быть маленьким и тонким.

Третий уровень - на карточке закодированы три свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. Он может подобрать блок любой формы, но он должен быть синим, маленьким и тонким.

Четвертый уровень - на карточке закодированы четыре свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. Нужно подобрать следующий блок -синий, маленький, тонкий, треугольник.

С детьми 5-6 лет я провожу дидактические игры: «Найди, что спрятано!», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Путешествие Пятачка», «Напиши письмо другу!», игры с двумя и тремя обручами. Они развивают такие психологические процессы, как память, внимание и мышление.

В подготовительной к школе группе знания детей о геометрических фигурах расширяются и систематизируются. В процессе применения блоков Дьенеша мы с ребятами переходим на более высокую ступень декодирования, т. е. знакомимся с такой логической операцией, как отрицание свойств предметов. У ребенка появляется больший выбор свойств предметов и больше возможностей для их варьирования. Сначала предлагаю определить отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре свойства, что зависит от уровня развития дошкольников. Подобные взаимосвязи и вариации вполне доступны детям, они поднимают уровень их умственного развития. В этой возрастной группе используются дидактические упражнения с тремя обручами, где учитываются все четыре свойства предметов. Я регулярно применяю блоки Дьенеша в непосредственной образовательной деятельности по математике, а также в совместной деятельности с детьми. Моим воспитанникам очень нравятся блоки Дьенеша как материал для игры, и они часто используют его в самостоятельной деятельности. Яркие коробочки с этим удивительным материалом занимают достойное место в «Центре познавательно – речевого развития» любой группы (см. Фотоприложение).

Чтобы интерес моих воспитанников к блокам Дьенеша не пропадал, мною собраны картотеки игр с блоками Дьенеша для всех возрастных групп (см. Приложение 1).

Очень важным в своей работе я считаю просвещение родителей. Их знакомство с блоками я начинаю также со 2 младшей группы, используя разные формы работы (консультации, мастер – классы, круглые столы, совместные игры с детьми и др.)

И родители включаются в нашу «игру» : они задают вопросы, изучают пособия и материалы, которые есть в группе, у большинства семей появляются коробочки с блоками Дьенеша дома, а в старшем дошкольном возрасте после совместного изготовления блокнота со свойствами блоков (цвет, размер, форма, толщина, совместно с родителями уже организуются математический КВН, соревнования и даже сюжетно – ролевые игры (см. Приложение 2).

О результативности работы с этим удивительным пособием очень ярко рассказывает диагностика:

Из диаграммы видно, уровень детей с низкими показателями знаний стабильно снижается каждый год. За счет этого растут показатели среднего уровня развития, а в подготовительной к школе группе и показатель высокого уровня знаний по образовательной области «Познание».

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно –ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Передо мной, как педагогом, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Играя с блоками Дьенеша, этого можно добиться и моя работа подтверждение тому.

В организации процесса познания по развивающей программе «Детство» в дошкольном возрасте особое внимание педагога должно быть направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки. Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения.

Работа c блоками Дьенеша привела к :

• Повышению интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

• Развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

• Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;

• Стремлению к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Но не все дети были успешны в играх с блоками Дьенеша, поэтому поиск оптимальных средств развития детей, обладающих своеобразными личностными качествами, различиями в интересах и способностях можно продолжить.

Литература:

1. Носова В. А. Логика и математика для дошкольников. СПб, 2005

2. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования. М., 2004

3. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша/ Под ред. Б. Б. Финкельштейна. СПб, 2001

4. Дидактические игры и занятия в ДОУ: практич. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Вып. 1/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. Воронеж,2007

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задания для дошкольников. -

М., 1990.

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возрастаИспользование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста овременный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом.

Презентация к занятию с использованием блоков Дьенеша Эту презентацию я добавила в занятие, т. к. использование ИКТ, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. Главным в организации.

Использование в играх с младшими дошкольниками блоков ДьенешаИспользование в играх с младшими дошкольниками блоков Дьенеша В своей работе по развитию интеллектуальных способностей у детей мы используем логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей «Теремок» в средней группе с использованием блоков Дьенеша Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей «Теремок» в средней группе (с использованием блоков Дьенеша). Подготовила и.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей младшей группы «День рожденья Лунтика» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием блоков Дьенеша. Совместная деятельность с детьми ОО «Познание» Цель: Дать представление о множествах предметов и о пересечении множеств. Задачи: 1. Использование.

Логико-математическая сюжетная игра в старшей группе на основе блоков Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша на занятии математического.

Роль блоков Дьенеша в развитии дошкольников. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша
Опубликовано: 9 октября 2017 в 08:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Галина Володина (УИ 1290413) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД