инна шустова
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дружная семейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3 «Ромашка»
г. Палласовки Волгоградской области
Тема «Дружная семейка»
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе
Составила воспитатель
высшей категории
Шустова И. В.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе „Дружная семейка“» размещена в разделах
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Тип: Интегрированное.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы организованной образовательной деятельности: : игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная, социально-коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации: Подгруппа.
Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах,, вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих родственниках.
Образовательные:
- формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
- закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;
- закреплять умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивающие:
- развивать умение составлять короткие описательные рассказы, о своей семье используя фотографии членов семьи;
- совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
- обогащать словарный запас детей;
--развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
- воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Словарь новых слов: «род», родословное дерево.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о семье.
2. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
3. Рассматривание семейных фотографий.
4. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
5. Изготовление вместе с родителями семейных альбомов, генеалогического дерева.
Оборудование и материал: Книга сказок, семейные альбомы, фотографии зданий где работают родители, картинки и фотографии членов семьи, изображение дерева, клей, салфетка, клеенка.
Ход ООД
(Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей).
1. Организующий этап:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться.
(дети говорят гостям «Здравствуйте!»).
Воспитатель:
Ну – ка дружно, встаньте в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, зайчатки? (Нет)
А, кто вы? (Мы детки)
У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите (бросает мяч)
(Дети называют свое имя и фамилию).
Воспитатель: Все молодцы!
2. Постановка проблемной ситуации:
(Дети садятся на стульчики. Воспитатель замечает на столе книгу).
Воспитатель: Ребята, слышите, что это? Посмотрите это книга, это у книги странички шелестят. (книга переворачивает страницы). Кажется, книга хочет, чтобы мы ее почитали. (Воспитатель берет в руки книгу, читает название). Сказки. Ну что почитаем?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Воспитатель: «Сказка про мальчика Ваню». Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было. А разве так бывает, что у маленького мальчика совсем никого нет? Как вы считаете?
Предполагаемые ответы детей: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Значит, у человека должна быть….
Предполагаемые ответы детей: Семья.
Воспитатель: Вам нравится такая сказка? Хотите, чтобы я ее дальше читала?
Предполагаемые ответы детей: Нет.
Воспитатель: Давайте мы с вами придумаем другую сказку, чтобы у нашего героя появились замечательные, любящие родственники! (Дети соглашаются).
Воспитатель: Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил с мамой и папой, с бабушкой и дедушкой. И была у Вани дружная, замечательная, счастливая и любящая семья
Воспитатель: Ребята, а что же такое семья.
Предполагаемые ответы детей: Мама, папа, и я.
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу. Семьи, ребята бывают большие и маленькие. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. Бабушки, дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но всё равно это ваши родные, родственники – это ваш род. Слово «род» означает «одна большая семья». Человеку, ребята, семья нужна, что бы его любили, жалели, хвалили и учили, как жить.
Беседа о родственниках.
Воспитатель: Кто такие бабушки?
Предполагаемые ответы детей: мама - папы и мамы.
Воспитатель: Кто такие дедушки?
Предполагаемые ответы детей: папа - мамы и папы.
Воспитатель: Кто такой дядя?
Предполагаемые ответы детей: брат папы или мамы.
Воспитатель: Кто такая тётя?
Предполагаемые ответы детей: сестра мамы или папы.
Воспитатель: Дети, кто из вас может назвать свои семейные праздники?
Предполагаемые ответы детей: День рождения. Новый год.
Воспитатель: Как они у вас проходят?
Предполагаемые ответы детей: Приглашаем гостей. Играем в интересные игры. Дарим подарки.
Воспитатель: Как вы к ним готовитесь?
Предполагаемые ответы детей: Печем торт. Готовим подарки и костюмы.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и расскажем гостям кто живет у нас в квартире
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я приглашаю вас на выставку семейных альбомов.
Фотовыставка «Наша дружная семья».
Воспитатель: Нашим гостям интересно будет послушать рассказы о ваших семьях. Как зовут ваших родителей? Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.
(Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье: кто изображен; мою маму зовут, папу зовут, Ф. И. О. бабушек и дедушек, которые на фото).
Воспитатель: Молодцы ребята, а вы любите свою семью?
Воспитатель: Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. И никогда нельзя их огорчать.
А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши
бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду
называть обязанности, а вы будете говорить, кто это делает.
ходит в магазин за покупками –
учит уроки -
готовит пищу –
ухаживает за цветами –
вытирает пыль –
моет посуду –
убирает в доме –
шьет –
гладит –
играет –
стирает –
читает сказку на ночь –
мастерит -
ходит на работу -
Воспитатель: Ребята а вы знаете где работают ваши мамы и папы? Я предлагаю вам пройти к столику. Здесь лежат фотографии зданий которые находятся в нашем городе, найдите то здание в котором работают ваши родители.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Игра «Кто старше, кто моложе»
Воспитатель:- Ребята, скажите а кто в семье самый старший?
- Кто старше бабушка или мама?
- Кто младше ребенок или папа?
- Кто старше мама или ребенок?
- Кто младше дедушка или папа?
-Мама моложе, а бабушка – (старше)
-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)
Дидактическая игра «Собери цепочку»
Воспитатель: Возьмите карточки и разложите людей, изображённых на
фотографии, по возрасту (сначала самый старший, затем тот, кто помладше и т. д.).
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это? дерево. А дерево это необычное. А что это за дерево я вам сейчас расскажу. Присаживайтесь на стульчики. Все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. В старину его называли родословным деревом. У дерева есть корни.
Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? (Дети: корни в семье это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие начало. От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших. Веточки и листочки на нашем дереве - это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи. Давайте и мы сделаем такое дерево. Только для того, чтобы работа у нас получилась, надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся моя семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
4. Практическая часть
Составление «Генеалогического дерева» своей семьи.
Мы сегодня с вами постараемся составить такое дерево. У вас есть деревья, на тарелках у вас есть готовые вырезанные фотографии, для начала вы выкладываете готовые фотографии по порядку на лист на свое семейное дерево. Прежде чем мы приступим к работе вспомним, как правильно нужно работать с клеем. Правой рукой, берем готовую деталь переворачиваем готовую картинку изображением вниз, дальше мы поверхность фотографии намазываем клей, левой рукой мы придерживаем, затем аккуратно приклеиваем, салфеткой аккуратно прижимаем. Приступаем к работе, берем фотографии кто у нас будет первым? (Дети - дедушка и т. д.)
5. Заключительная часть.
Какие молодцы! Вы очень постарались, давайте покажем гостям готовые работы.
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии?
Что такое семья?
Что было самое интересное на занятии?
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Прежде чем попрощаться с гостями я хочу пожелать вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
Самоанализ ООД на тему: «Дружная семейка»
Данная организованная образовательная деятельность проводилась с детьми средней группы (4-5 лет)
В организованной образовательной деятельности основная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» была в интеграции с образовательными областями: «Познавательное развитие» и «Речевое развитие».
При планировании ООД были учтены возрастные особенности детей.
Цель ООД: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах, вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих родственниках.
Организованная образовательная деятельность была направлена на решение поставленных задач:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
- закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;
- закреплять умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивающие:
- развивать умение составлять короткие описательные рассказы, о своей семье используя фотографии членов семьи;
- совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
- обогащать словарный запас детей;
--развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
- воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы.
Методы:
• Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
• Наглядные – показ иллюстраций, приемов работы;
• Практические – игровые упражнения, д/и, динамическая пауза, самостоятельная работа;
• Игровые – игровая мотивация;
• Метод похвалы.
Была проведена предварительная работа: коллективные индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание семейных альбомов, чтение художественной литературы, разучивание пословиц о семье, разучивание стихотворения, составление рассказов о своей семье.
Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать себя в работе.
Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение.
Структура занятия
- Водная часть: (организация детей)
- Основная часть: (практическая деятельность)
- Заключительная часть (подведение итогов)
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ООД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть организованной образовательной деятельности (ООД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью сюрпризного момента «Книга сказок»
Основная часть ООД - была направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.
Во время ООД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».
В заключительной части ООД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Длительность ООД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 15-20 минут.
ООД динамичная, она включает четыре приема, которые придусматривают смену деятельности. Беседа – сидя на стульчиках, пальчиковая игра стоя, динамическая пауза, продуктивная деятельность – сидя за столами. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении ООД позволили избежать утомляемости детей.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени.