Екатерина Никишова
Конспект занятия «Дифференциация [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях»
▼ Скачать
Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных звуков [с] - [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнить артикуляцию звуков [с] - [ш], выделяя сходство и различия. продолжать учить акустико-артикуляторной характеристике звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля.
• учить определять наличие данных звуков в словах; произносить данные звуки в слогах, словах.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений от артикуляционных образов звуков.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развитие моторики речевого аппарата.
• Закрепление связи звукового образа звуков с их графическим изображением.
• Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
Оборудование. Массажер для пальцев рук, 2 фигурки Лиса И Мишка,, предметные картинки и слова фигурки (стол, сапоги, самокат, ананас, сок, мышку, шарф, шахматы, шапка, вишню, мяч:
• Ход занятия
1. Организационный момент
• Посмотри, кто пришел к нам сегодня в гости? (Логопед показывает фигурки). Это Лиса Алиса и Мишка – топтыжка. Они будут сегодня с нами заниматься и играть.
2. Артикуляционная гимнастика
- Давай покажем нашим гостям, как мы разминаем наш язычок! (Логопед садится с ребенком перед зеркалом).
Свои губы прямо к ушкам.
Растяну я, как лягушка. («Улыбка».)
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня. («Трубочка».)
На лист кувшинки сели,
Друг на друга поглядели. («Лопаточка».)
Налили в чашки чай,
Его ты пей и не скучай. («Чашечка».)
И вкусное варенье
Дадим на угощенье. («Вкусное варенье».)
На качелях мы качались.
И друг другу улыбались. («Качели».)
Покатаем шарик дружно,
Делать всем зарядку нужно. («Катание шарика».)
3. Уточнение артикуляции звуков. Сравнение звуков С - Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия).
Наши гости приглашают тебя погулять у них дома в сосновом лесу. Хочешь?
Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажите, какие там большие
деревья.
Ребенок поднимает руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Ребенок быстро-быстро шевелит пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Ребенок покачивается и машет руками.
Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
-Давай вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш)
Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)
-Как мы произносим звук Ш. Где язычок? Что делают губки? Какой ветерок дует? (Так шуршат листочки) губки округляются, язычок вверху в форме "чашечки", дует "теплый ветерок".
При произнесении звука С (так течет вода) губки "улыбаются", язычок лежит у нижних зубов, дует
4. Развитие фонематического слуха.
Наши друзья Лиса Алиса и Мишка – топтыжка захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.
(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс – марш, вас – ваш, мыс – мышь)
Молодец, ты нашел Лису и Мишку!
5. Физкультминутка.
Массажер для пальцев рук.
Надеваем на каждый пальчик проговариваем название пальцев
И проговариваем СА, ША, СА, ША
6. Дифференциация на уровне слогов.
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов например (ША-СА-ША СО) на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т. д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, то все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
7. Дифференциация на уровне слов и предложений
Лиса и Мишка перепутали все вещи, которые они любят. Посмотри, сколько всего у них есть ( деревянные фигурки: стол, сапоги, самокат, ананас, сок, мышку, шарф, шахматы, шапка, вишню). Как ты думаешь, что любит Лиса, а что Мишка?
Назвать картинки. Разложить слова по группам.
Лиса Мишка
Стол,
Сапоги,
Самокат,
Сок
Ананас Мышку,
Шарф,
Шахматы,
Шапка,
Вишню
(распределить соответствующие фигурки между Лисой и Мишкой)
— Перечисли всё, что есть у Мишки в кармашке, а теперь всё, что есть у Лисы на сарафане.
8. Итог занятия :
Тебе понравилось играть с Лисой и Мишкой?
Какие звуки мы сегодня повторяли?