Светлана Петрова
Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД» по формированию грамматического строя речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Коррекционно-образовательная:
- учить различать предлоги «над» и «под», правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
- внимательно рассматривать изображения составлять схемы предложений;
- ориентироваться на листе.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки координации речи с движением;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно- воспитательные:
- создавать благоприятную атмосферу.
Публикация «Дифференциация предлогов „НАД“ и „ПОД“ по формированию грамматического строя речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Подготовительная группа
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование:
куб со схемами предлогов: в, на, под, над, в, за; демонстрационные картинки: цветок над картиной, цветок под картиной, бабочка над озером, гриб под берёзой, собака под дубом, самолёт над облаком, самолёт под облаком; демонстрационная схема предложения (коричневые полоски 5 штук, на двух из них схемы предлогов «над» и «под»; фланелеграф; наборное полотно; конверт с письмом Незнайки; картинка Незнайки, демонстрационные схемы предлогов «над», «под»; сюжетные картинки с предлогами «над», «под» (по количеству детей, сигнальные карточки с изображением схем предлогов «над», «под» (по количеству детей);схемы предложения (по количеству детей); полоски со, схемами предлогов «над», «под» для схем предложения (по количеству детей); контейнеры, заполненные горохом на половину; чистые листы бумаги и фломастеры (по количеству детей).
Подготовка учителя-логопеда:
Написала конспект, подобрала игровой и речевой материал, физминутку, продумала методы и приёмы проведения занятия, изготовила атрибуты для занятия.
Организация и методика проведения занятия:
1) Вводная часть. Мотивация на деятельность:
Логопед с детьми заходит в кабинет.
Логопед: Ребята встаньте полукругом лицом к гостям. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А теперь проходите на свои места, садитесь.
2)Сообщение темы:
Логопед: Посмотрите, у меня в руках куб. Что изображено на каждой из сторон куба?
Дети: На каждой стороне схемы маленьких слов.
Логопед: Правильно. Я буду показывать каждую из сторон, а вы скажите, какое маленькое слово обозначает каждая схема.
(Логопед показывает каждую из схем, дети называют предлог)
Логопед: Молодцы! Сегодня мы с вами будем учиться
различать маленькие слова «над» и «под». (Логопед выставляет на доску предлогов «над» и «под») В правую руку возьмите и покажите сигнальную карту со схемой маленького слова «над», в левую руку возьмите и покажите сигнальную карту со схемой маленького слова «под».
(дети выполняют инструкцию логопеда)
3) Основная часть:
Логопед выставляет на доску две картинки с изображением картин и цветов.
Логопед: Посмотрите на картинки. Что общего между ними?
Дети: На одной картинке висит картина и цветок. И на другой висит картина и цветок.
Логопед: Правильно. А чем они отличаются?
Дети: На одной картинке висит цветок над картиной.
На другой картинке висит цветок под картиной.
Логопед: Правильно. Какие маленькие слова вы услышали?
Дети: Мы услышали «над» и «под».
Упражнение: «Составь предложение».
Логопед выставляет картинку с бабочкой и озером.
Логопед: Составьте предложение по картинке. Используйте
маленькое слово «над».
Дети: Бабочка летит над озером.
Логопед: Правильно. Составим схему этого предложения.
Назовите первое слово.
Дети: Первое слово в предложении бабочка.
Логопед: Правильно.
(выставляет на фланелеграф первую коричневую полоску)
Назовите второе слово в предложении.
Дети: Второе слово в предложении «летит».
Логопед: Правильно.
(выставляет вторую коричневую полоску на фланелеграф)
Назовите третье слово в предложении.
Дети: Третье маленькое слово «над».
Логопед: Правильно.
(Логопед выставляет полоску со схемой предлога «над») Какое четвёртое слово в предложении?
Дети: Четвёртое слово в предложении «озером».
Логопед: Правильно.
(выставляет четвёртую коричневую полоску) Сколько слов в этом предложении. Дети: В этом предложении четыре слова.
Логопед: Правильно.
(Логопед выставляет картинку «Собака под деревом»)
Логопед: Составьте предложение, по картинке используя маленькое слово «под».
Дети: Собака стоит под деревом.
Логопед: Правильно. Составим схему предложения. Назовите первое слово в предложении.
Дети: Первое слово в предложении «собака».
Логопед: Правильно.
(Логопед выставляет первую коричневую полоску) Назовите второе слово в предложении.
Дети: Второе слово в предложении «стоит».
Логопед: Правильно.
(логопед выставляет вторую коричневую полоску) Назовите третье маленькое слово.
Дети: Третье слово в предложении «под».
Логопед: Правильно.
(выставляет третью коричневую полоску со схемойпредлога «под»)
Логопед: Назовите четвёртое слово.
Дети: Четвёртое слово предложении «деревом».
Логопед: Правильно.
(Логопед выставляет четвёртую коричневую полоску.)
Сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложении четыре слова.
Логопед: Правильно. Вы хорошо справились с заданием.
Упражнение «Тетрадь Незнайки».
Логопед: Ребята к нам пришло письмо Незнайки.
(Логопед выставляет картинку Незнайки и берёт письмо вруки, раскрывает его).
В этом конверте задания от Незнайки. Вставьте в предложение маленькие слова «над» и «под» подходящие по смыслу и поднимите ту сигнальную карточку со схемой маленького слова, которую вы использовали.
Логопед: Гриб растёт. деревом.
Дети: Гриб растёт под деревом.
(дети поднимают сигнальную карту с предлогом «под»)
Логопед: Правильно. Самолёт летит. облаком.
Дети: Самолёт летит над облаком.
(Дети поднимают сигнальную карту со схемой предлога «над»)
Логопед: Правильно. Самолёт летит. облаком.
Дети: Самолёт летит под облаком.
(Дети поднимают сигнальную карту со схемой предлога «под»)
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием. А теперьвыходите из-за столов встаньте полукругом на свободном месте.
4) Физминутка.
«Прыгайте кузнечики».
Поднимайте плечики, (поднимают плечи)
Прыгайте кузнечики, (прыгают) Прыг-скок, прыг-скок.
Сели травушку покушаем, (присели)
Тишину послушаем, (сидя на корточках прикладываютладонь к правому уху, затем к левому уху)
Тише, тише (прикладывают указательный палец ко рту, высоко,
Прыгай на носках легко. (Отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.)
Логопед: Садитесь за столы.
Логопед: Возьмите контейнеры с горохом. Найдите в них картинки и составьте предложения с маленьким словом «над» или «под» и схемы предложения.
(Дети составляют предложения по индивидуальным картинкам и схемы этих предложений.) Логопед проходит и смотрит правильность выполнения задания.
Логопед: Назовите составленные предложения.
Дети по очереди называют составленные предложения.
Логопед: Молодцы!
5) Рисование с последующим составлением предложения.
Логопед: Возьмите листы бумаги и фломастер. Нарисуйте квадрат в центре листа. (Дети рисуют квадрат в центре листа.)
Логопед: Дети в первом ряду рисуют бабочку над квадратом. Дети во втором ряду рисуют бабочку под квадратом. (дети выполняют задание).
6) Итог. Рефлексия.
Логопед: Чем мы сегодня занимались на нашем занятии?
Дети: Мы сегодня учились различать маленькие слова «над» и «под».
Логопед: Вы сегодня Молодцы! Внимательны и активны!