Ирина Мухаметзакирова
«Бабушкино полотенце». Аппликация
▼ Скачать + Заказать документы
Бабушкино полотенце
Методическая разработка для воспитателей
по разделу «Ручной труд»
во второй группе раннего возраста
Тема: «Бабушкино полотенце».
Вид работы: аппликация
Цель:
Приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа.
Задачи:
Образовательная – учить создавать из квадратов одного цвета и треугольников другого цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке.
Развивающая – развивать творческие способности, ручные умения, развивать эмоциональную сферу в процессе игровой деятельности.
Публикация «„Бабушкино полотенце“, Аппликация» размещена в разделах
Воспитательная – воспитывать интерес к составлению элементов удмуртского орнамента на полотенце, воспитывать любовь к удмуртской культуре.
Актуальность:
Актуальным педагогическим вопросом современности является приобщение новых поколения к национальной культуре. Приобщение к традициям народа очень значимо в дошкольные годы. Для того, чтобы не утрачивались историческая ценность национальности и ее самобытность, нужно их стремиться перенести в будущее, в наши дни. Необходимо сохранить исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности.
Интеграция областей:
Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
1 этап – поиск и изучение литературы.
2 этап – поиск образцов полотенец.
3 этап – подготовка заготовок для аппликации, подбор музыкального материала, составление плана проведения работы.
4 этап – прослушивание с детьми удмуртских детских песен, знакомство детей с удмуртской национальной игрой «Игра с полотенцем» («Чушконэн шудон»). См. приложение.
Используемое оборудование:
Демонстрационный материал:
- образцы полотенец,
- образцы готовой аппликационной работы, изготовленные воспитателем.
Раздаточный материал по количеству детей:
- прямоугольный голубой лист бумаги (основа для приклеивания полотенца);
- прямоугольный белый лист бумаги (полотенце);
- клей-карандаш;
- квадратики красного цвета; треугольники красного, черного и зеленого цветов;
- салфетки.
Ход:
- Здравствуйте, ребятки!
- Здравствуйте!
- А кто-нибудь из вас слышал как здороваются ваши дедушки и бабушки?
- Нет!
- А я слышала как они здороваются, и мне очень понравилось. «Зечбуресь!» - говорят они друг другу. Давайте и мы с вами поздороваемся так же. Скажем все вместе: «Зечбуресь!»
- Зечбуресь!
- Мне нравится загадывать и отгадывать загадки. А вы любите загадки?
- Да!
- Тогда отгадайте одну из них.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помылся хоть немножко,
Так грязь ты смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
Что же это такое?
- Полотенце!
- Молодцы, отгадали! Посмотрите, ребята, какие полотенца лежат на столе. Вот это полотенце в старину одевали на голову женщины, такое полотенце дарили человеку, который уходил на службу в армию, а этим полотенцем можно было вытирать лицо и руки. Тут еще есть и другие полотенца. Все эти полотенца принадлежат удмуртскому народу. Какие они все красивые. Рисунки-дорожки на краях полотенец называются – орнамент. Ребята, какие фигуры вышиты по краям полотенец?
- Квадратики, треугольники.
- Все правильно: вышиты квадратики и треугольники. Какого цвета эти фигуры?
- Они красного, зеленого, черного цветов.
- Посмотрите, ребята, в моих тарелочках тоже лежат квадратики красного цвета и треугольники зеленого, черного и красного цветов. Я, думаю, что мы тоже сможем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом, а потом оформим выставку для наших мам, пап, бабушек и дедушек.
(Дети садятся за столы, где лежит раздаточный материал на каждого ребенка).
Давайте вспомним, из каких фигур состоит рисунок-дорожка?
- На дорожке лежат квадратики и треугольники.
(Включается тихий фон музыки. Звучит удмуртский крезь. Исполняет Сергей Кунгуров).
- На моих полотенцах тоже лежат квадратики красного цвета и треугольники черного и зеленого цветов. Все фигурки лежат на краю полотенца.
Начнем работать с клеем. Возьмите белое полотенце, по краям смажьте аккуратно клеем. Приклейте полотенце на синюю бумагу. Пальчиками разгладьте. Сейчас возьмите все красные квадратики. Помажьте с белой стороны клеем. Приклеиваем квадрат на самый край вашего полотенца. Посмотрите еще раз на удмуртские полотенца : где расположены рисунки-дорожки?
- Они на краю полотенца.
- Правильно, на краю полотенца. Клеим квадраты друг за другом по одной дорожке. Разглаживайте пальчиками аккуратно.
(Дети выполняют вместе с воспитателем рисунок из красных квадратов по обеим краям полотенца) .
- Каждый из вас приклеил квадраты. Какие еще фигуры есть на полотенце, вспомним все вместе.
- Еще есть треугольники.
- Все верно, ребята, это треугольники. Возьмите в руки треугольники того цвета, который вам больше понравился. Смажьте клеем с белой стороны и приклейте его так, как треугольники расположены на удмуртских полотенцах. Треугольники будут лежать и снизу от квадратов, и сверху от квадратов. Внимательно выполняйте свою работу.
(Дети вместе с воспитателем выполняют заключительный этап орнамента).
- Поработали на славу! Ай, какие молодцы! Готовые работы выставим на стену приготовленную для нашей выставки.
(Выставляют готовые работы на стенд).
- Нас ждет, ребята, веселая игра с полотенцами! Поиграем? Берите полотенца и вставайте играть!
(Дети берут полотенца. Звучат удмуртские наигрыши. Дети под музыку играют. Воспитатель помогает играть. Игра повторяется несколько раз).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Удмуртская национальная подвижная игра «Игра с полотенцем» («Чушконэн шудон»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: два полотенца с народной вышивкой.
Количество участников: от 2-х человек и более.
Ход игры:
Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше.