Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в прямых слогах, в начале слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических способностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) закрепление знаний о животных.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха;
в) формирование навыков звукослогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р] в прямых слогах, в начале слов“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
д) закрепление звука в изолированном виде, в прямых слогах, в начале слов.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества.
Этапы занятия Содержание занятия
1. Организационный момент Приветствие. К нам на занятие пришёл гном Рома, он будет наблюдать за вами и учиться произносить звук Р так же чётко, как вы.
2. Постановка целей занятия (объявление темы) Мы продолжаем работу над твёрдым звуком Р. Для чего нам нужно учиться говорить звуки правильно? (чтобы нас понимали окружающие, чтобы речь была чистой, что-бы хорошо учиться и получить хорошую профессию)
3. Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнасти-ка Комплекс упражнений для звука Р по картинкам :
(Базовые – чашечка, вкусное варенье, ступеньки, маляр, грибок, гармошка)
Упражнения «Лепестки», «Кто живёт в моей квартире», «Колечки», «Коза», «Зайчик», «Лошадка».
4. Анализ артикуляции по плану
Характеристика звука См. зан № 2
5. Постановка звука
См. зан. № 2 Постановочные упражнения, включая работу над воздушной струёй. Постановка звука с механической помощью.
6. Закрепление изоли-рованного звука
7. Связь звука и буквы См. зан. № 2 Длительное произношение звука Р. игра «Кто быстрее?» (дети по кар-тинкам произносят звук Р, изображая ракету, самолёт, вертолёт, звук мотора маши-ны, мотоцикла, будильник и т. д.) Что вы сейчас изображали? Звук. Как? Мы его про-износили и слышали.
На что похожа буква Р? (вспоминают). Давайте выложим букву Р из спичек.
8. Выделение послед-него, хорошо произно-симого согласного зву-ка в слове. Формирова-ние понятия «место звука в слове».
9. Развитие фонемати-ческого слуха 1 занятие :
Звук, который мы загадаем, в слове может быть в начале, в конце слова и в середине.
а) Я называю слова, а вы определите последний звук в словах : сад, дом, мост, ключ, клюв, петух, кот, жук, мак.
б) раздаю картинки, каждый ребёнок определяет последний звук.
Дом, мак, автобус, мох, дым, кран, гном.
Повторим, какое место звука в слове мы определяли? (в конце слова)
Выставляются картинки с подписями:
ЖУК МУХА ГУСЕНИЦА
Что здесь нарисовано? Как можно назвать одним словом? Сколько букв в слове ЖУК? Какая буква стоит в начале? В конце? А где стоит буква У? (в середине слова) В слове МУХА сколько букв в середине слова, назовите их? (у, х – 2)
В слове ГУСЕНИЦА сколько букв в середине слова? (6 или много)
ВЫВОД: В начале слова может стоять только 1 буква, в конце – только одна буква, а в середине может стоять 1, 2 или больше букв.
2 занятие :
Прослушать слова, выяснить общий звук, определить его место в каждом слове : рама, ракета, рот, роща, ромашка, рука, работа.
• ФИЗМИНУТКА «РЫБКИ»
1 занятие :
Сейчас я буду называть тебе слова, когда услышишь слово со звуком [Р] хлопни ладошками.
Рота, ком, дом, сук, Ручка, тюк, мука, Рыбка, Рука, лодка, ложка, дуло, лыко, Рослый, нитки, лысый, Рулон, каток, коты, шуба, Рупор, хобот, Робот, лотос, лампа.
Определяй наличие звука Р в конце слова : подними букву Р, когда услышишь звук Р в конце слова : сад, шар, кот, лом, сыр, ветер, пенал, кефир, стол, завод, шофёр, пол, слон, стул, мухомор.
2 занятие :
Игра «Маленькая хозяйка». На наборном полотне картинки. Дети покупают только те предметы, в названии которых звук Р стоит в начале слова : сумка, поми-дор, радио, чай, рак, коньки, роза, дом, катер, ромашка, шапка, шар, рыба, ракета)
Дополнить предложения логопеда этими картинками: На лугу росла. (ромашка).В саду красивая (роза). Папа включил громко (радио). Космонавты полетели на…
10. Закрепление звука в слогах Игра «Путешествуем по горам» (прямые слоги) : РА, РЫ, РО, РУ, РЭ)
• ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ПАЛЬМИНГ.
11. Закрепление звука в словах Работа с альбомом Лариной, Резниченко «Звуки Р, РЬ» – слова на слог РА (затем на РЫ)
12. Звуковой анализ слов, типа: ма, мо, мы, му - ум, но – он.
Звуковой анализ слов типа РАК, РОМ, РАД.
13. Домашнее задание 1 занятие :
Я произнесу слог : МА. Какой первый звук? Второй? Сколько звуков я произнесла? (аналогично МО, МЫ)
МУ (анализируется) Давайте переставим буквы местами, что получится? (УМ) Изме-нился порядок звуков? Какой звук на первом месте? На втором? (аналогично НО – ОН)
2 занятие :
Анализируется последовательно. Обращается внимание на гласный звук в середине слова. Понятие «закрытый слог».
Выполнять артикуляционные упражнения для звука Р, постановочные упражнения, упражнения на развитие дыхания. Произносить изолированный звук Р длинно, перед зеркалом. Кому нужно – делать упражнение «Болтушку».
14. Итог занятия Мы учились произносить твёрдый звук Р, делали трудные упражнения, у многих звук уже получается хорошо и они уже умеют произносить с ним слоги и слова. где стоял звук Р в словах? (в начале слова)
15. Оценка Все, кто старался – молодцы. Ещё надо много заниматься, больше делать упраж-нений, особенно «болтушку» с пальцем перед зеркалом.