Буклова Наталья Ивановна
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Тема: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА».
Подготовила: Н. И. Буклова – воспитатель высшей квалификационной категории.
2 слайд.
Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье».
Темочки:
Ребенок должен расти в заботе своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности, если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе было бы меньше семей группы риска.
3 слайд.
Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье.
Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.
4 слайд.
Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения.
Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями.
Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.
5 слайд.
Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных.
Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска».
6 слайд.
К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев.
При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.
7 слайд.
Семьи группы риска нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ.
Главной целью работы нашего детского сада с такими семьями – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.
Но положительных результатов добиться невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
8 слайд.
В ДОУ разработана система педагогического сопровождения семей группы риска,
которая включает в себя следующие этапы:
1. Выявление семей группы риска.
2. Установление контакта с семьей.
3. Изучение семьи.
4. Составление картотеки семей «группы риска».
5. Разработка и реализация плана педагогического сопровождения семьи «группы риска».
9 слайд.
1. Ежегодно вначале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт группы и создается банк данных детей и семей которые относятся к «группе риска».
Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
10 слайд.
2. Найти контакт с семьями относятся к «группе риска», достаточно сложно, педагог не должен ослаблять свою активность. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи.
Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями.
11 слайд.
3. В нашем детском саду воспитателю отводится большая роль в изучении семей «группы риска», так как он находится в тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению ребенка выявить первые признаки неблагополучия.
Используя в своей работе следующие методы диагностики такие как: анкеты, опросники, наблюдение и беседу.
12 слайд.
4. Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена (изучен микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно – бытовые условия, стиль воспитания и положения ребёнка) заполняется документация с целью выявления типа семей и причин семейного неблагополучия.
13 слайд.
5. ДОУ разрабатывает план педагогического сопровождения семей группы риска в форме консультаций.
План разрабатывается воспитателем исходя из имеющих проблем конкретной семьи, где прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада, выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
14 слайд.
Существует большое количество вариантов разделения семей «группы риска». Они классифицируются по факторам риска, по степени развития асоциального поведения, функциональным возможностям и иным основаниям.
Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки, в наблюдении и консультациях педагога.
Опекунские семьи нуждаются в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, если имеются отклонения у ребенка, то в консультациях невропатолога и психиатра.
Многодетным и малообеспеченным семьям требуется оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, наблюдение за межличностными взаимоотношениями в семье со стороны ДОУ, индивидуальные беседы, консультациях педагога.
Семьям с детьми, имеющими ОВЗ, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).
В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости педагогического просвещения.
15 слайд.
Работу с воспитанниками и с семьями воспитанников группы риска проводят как воспитатели, так и специалисты ДОУ и используя следующие формы работы.
Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации, используя индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
16 слайд.
Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, выносливость, ловкость и т. д.)
17 слайд.
Музыкальный руководитель проводит занятия, тематические праздники, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением.
18 слайд.
Хореограф через движения под музыку охраняет и укрепляет здоровье воспитанников, снимает стрессовое состояние, помогает педагогам в постановке новых танцев.
Воспитывает у детей взаимопонимание, умение работать в коллективе.
19 слайд.
Воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, которые способствуют сплочению воспитанников, родителей и всех специалистов ДОУ.
20 слайд.
Большая работа ведётся с семьями воспитанников в рамках педагогического сопровождения семей «группы риска», с ними работают воспитатель и все специалисты ДОУ.
Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей.
Привлекает родителей к сотрудничеству с ДОУ и совместной деятельности с детьми.
21 слайд.
Проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей.
22 слайд.
В группе видеться журнал регистрации консультаций для родителей, согласно разработанному плану педагогического сопровождения семей «группы риска».
23 слайд.
Воспитатель приглашает родителей на родительские собрания, индивидуальные беседы, знакомит их с возрастными особенностями детей, раскрывает значимость периода дошкольного детства, о возможных последствиях жесткого и грубого обращения с ребенком, проводит инструктажи, вручает памятки и буклеты согласно разработанному плану.
24 слайд.
В условиях ограниченного доступа родителей в ДОУ, который был введен определенный указом №206 от 25.03.2020 г. президента РФ, ведется дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников через телефонное приложение WhatsApp, телеграмм и на сайте ДОУ (одноклассники) групповую страничку, где регулярно отражаем достижения группы, фото отчеты праздничных мероприятий и повседневной жизни, консультации, материал по безопасности.
25 слайд.
В детском саду с педагогами ДОУ проводятся социально – педагогическое просвещение по вопросам работы с семьями группы риска, этим занимается старший воспитатель.
Формы работы с педагогами разнообразны: консультации, семинары, наглядная информация (памятки, буклеты, брошюры, педагогические советы, где рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.
26 слайд.
Данная работа в детском саду проводиться в течение всего года и включает в себя: наблюдение за семьей, отслеживание динамики развития детско – родительских отношений, оказание длительной педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей.
Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.
27 слайд. Спасибо за внимание!