Любовь Бахарева
Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро и является весьма актуальной проблемой. В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика руки. Ведь в свое время ещё В. А. Сухомлинский утверждал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».
Публикация «Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для развития речевой активности и коммуникативных способностей просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает пальчиковая игровая деятельность. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речевой активности детей дошкольного возраста. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.
Вот уже много лет наш детский сад работает по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе - СПб. : Детство - Пресс, 2016., разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Программа разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО. Развитие речевой активности и коммуникативных навыков детей в программе рассматривается как одно из ведущих направлений всестороннего развития личности дошкольника. В качестве средств реализации данного направления мною была выбрана пальчиковая игровая деятельность. На основе этого я разработала и апробировала технологию развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в пальчиковой игровой деятельности.
Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого - педагогической литературы, современных методических пособий, порционных программ, таких как:
• Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. : Мозаика – Синтез, 2002.
• Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики. : Феникс, 2012.
• Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учеб. – метод. пособие по театрализованной деятельности. СПб. : «Музыкальная палитра», 2008.
• Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.
Анализ психолого-педагогических работ позволил разработать модель педагогической технологии направленную на развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в пальчиковой игровой деятельности.
Основная цель технологии:
Развивать все компоненты устной речи у детей среднего дошкольного возраста путём активного вовлечения их в пальчиковую игровую деятельность.
Основные задачи технологии:
1. развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук;
2. воспитывать интерес к пальчиковым играм по мотивам знакомых произведений;
3. совершенствовать навыки владения пальчиковым театром;
4. способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, раскованности и жизнерадостности у детей;
5. формировать потребность в общении со сверстниками.
Особенность технологии заключается в том, что вся пальчиковая деятельность носит игровой, занимательный и познавательный характер.
Основной подход, позволяющий реализовать данную технологию на практике, личностно – ориентированный, т. е. с учётом специфических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. В процессе творческого общения с взрослым, данная технология обеспечивает субъектную позицию ребёнка.
Основные черты педагогического процесса в группе:
• создан климат взаимного доверия;
• детям предоставляется самостоятельность и право выбора во всех видах деятельности;
• игровая деятельность не ограничивается;
• подача материала ведется от простого к сложному, с учетом имеющегося субъективного опыта детей;
• коммуникативный характер, раскрепощённая атмосфера, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослыми.
Диагностику речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе провожу 2 раза в год. Для проведения диагностического исследования детей использую научно – методическое пособие «Мониторинг в детском саду». – СПб. : «Детство – Пресс», 2011. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что речь детей младшего дошкольного возраста недостаточно развита.
С целью повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста, создала предметно – развивающую среду в группе, направленную на развитие всех компонентов устной речи посредством пальчиковой игровой деятельности. В речевом центре поместила развивающее пособие «Мои руки». На каждого ребёнка при помощи родителей были приобретены массажёры Су Джок. Сделала оригинальный пальчиковый театр из фланели и расположила его в театрально – игровом центре. В уголке «Детской книги» поместила детскую литературы с произведениями устного народного творчества. Разработала перспективный план пальчиковой игровой деятельности.
Педагогическая технология включает следующие этапы пальчиковой игровой деятельности:
1 этап - подготовительная работа с пальчиками.
2 этап - пальчиковые игры и упражнения без предметов.
3 этап - игры с использованием пальчикового театра.
Задачи первого этапа «Подготовительная работа с пальчиками».
1. познакомить детей с пальчиками;
2. выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки;
3. развивать элементарные навыки самообслуживания.
Работу по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей начинаю с развития мелкой моторики. Для ознакомления детей с пальчиками и для лучшего запоминания их названий, в работе использую развивающее пособие «Мои пальчики». Дети активно повторяют и легко запоминают названия пальчиков, усваивают расположение правой и левой руки, быстро осваивают счёт от одного до десяти. Для массажа кистей и пальцев рук активно использую массажёр Су Джок. При помощи кольцевых пружинок провожу массаж пальчиков, прокатывая колечко сверху вниз, затем снизу вверх по каждому пальчику, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Массажный шарик использую для массажа кистей рук. Дети выполняют такие упражнения, как: «катаем колобок», «раскатываем колбаску», «пальчики идут по ребристой дорожке», «пальчики бегут по колючей дорожке». Такое занятие с использованием массажёра Су Джок даёт возможность тренировать тонкие движения пальцев рук у детей достаточно энергично, и к тому же, на благоприятном эмоциональном фоне. После такой деятельности дети легко овладели навыками самообслуживания.
Задачи второго этапа «Пальчиковые игры и упражнения без предметов».
1. сочетать игры для тренировки пальцев и кистей рук с речью;
2. способствовать развитию понимания речи;
3. совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью;
4. повышать интерес к пальчиковым играм и упражнениям.
Пальчиковые игры, являются инсценировкой каких-либо рифмованных историй, стихов, сказок при помощи пальцев и кистей рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность ориентироваться в таких понятиях как: вправо, влево, вверх, вниз. Комплекс ритмических движений при занятии пальчиковыми играми способствует развитию динамических качеств двигательного компонента: выполнение симметричных и ассиметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамической координации. Эти игры очень важны и для развития творческих способностей дошкольников. Если ребёнок усвоит одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков, песенок, потешек и прибауток. Играя с детьми в пальчиковые игры, обращаю внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям дала короткие названия: «колечки», «лучики», «молоточки», «замок», «дом», «стол» и т. д. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм, неизменный порядок слов и рифма являются стимулом для развития речевой активности.
Задачи третьего этапа «Игры с использованием пальчикового театра».
1. совершенствовать навыки владения пальчиковым театром;
2. развивать речевое творчество детей в импровизациях по мотивам знакомых произведений;
3. формировать коммуникативные навыки детей в совместной пальчиковой игровой деятельности.
В среднем дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, умеренными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника. Формируется потребность в общении со сверстниками. В связи с этим активно использую пальчиковый театр (авторский, изготовленный из фланели. Это миниатюрные куклы, которые надеваются на указательный палец. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, помогает в развитии координации движений, способствуют эмоциональному подъёму у детей. На данном этапе дети учатся ровно держать указательный палец правой и левой руки. Кроме того, важно научить детей двигать указательным пальцем в соответствии с текстом. С помощью театра на пальчиках дети легко обыгрывают потешки, стихи - диалоги, знакомые сказки; самостоятельно придумывают свои истории и новые сказочные сюжеты – получаются своеобразные инсценировки. Во время пальчиковой игровой деятельности дети активно общаются друг с другом. Пальчиковый театр способствует развитию речевой активности и коммуникативных способностей. Дети становятся эмоционально - отзывчивыми, раскованными и жизнерадостными.
Важным направлением в организации пальчиковой игровой деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных формах. Исходя из этого, в течение всего года я проводила работу с родителями. В вечернее время показывала мамам сложные пальчиковые игры. Мамы могли не только отработать пальчиковые движения, но и поиграть с детьми. В совместной образовательной деятельности с детьми показывали мамам маленькие спектакли с использованием пальчикового театра. Знакомила родителей с новыми пальчиковыми играми, помещая их в родительском уголке, в рубрике «Учите с нами». Создала для родителей «Картотеку пальчиковых игр». Провела родительское собрание в форме практического семинара «Пальчиковые игры как фактор речевого развития и коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста».
В конце учебного года провела итоговую диагностику с целью проконтролировать решение поставленных задач. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что активная пальчиковая игровая деятельность способствует развитию всех компонентов устной речи у детей среднего дошкольного возраста. В итоге проведённой работы 80% детей имеют высокий уровень развития связной речи; у 85% детей увеличился словарный запас; 85% детей овладели грамматически правильной речью; 85% детей показали высокий уровень подготовки к обучению грамоте.
Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод: пальчиковые игры – мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слух; пополняется словарный запас и обогащается лексика. Работа с пальчиками становится занимательной игрой, а дети раскованными, жизнерадостными и эмоционально – отзывчивыми.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. : Мозаика – Синтез, 2002.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2009.
3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.
4. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство – Пресс», 2016.
5. Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики. : Феникс, 2012.
6. Дошкольник 4 – 5 лет. Как работать по программе «Детство». – СПб. : Детство – Пресс, 2010.
7. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004.
8. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учеб. – метод. пособие по театрализованной деятельности. СПб. : «Музыкальная палитра», 2008.
9. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2011.
10. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб. : Кристалл, 1997.
11. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.
12. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.
13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.