Лучший педагог года

Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности

Любовь Бахарева
Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро и является весьма актуальной проблемой. В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика руки. Ведь в свое время ещё В. А. Сухомлинский утверждал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

Публикация «Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности» размещена в разделах

Для развития речевой активности и коммуникативных способностей просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает пальчиковая игровая деятельность. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речевой активности детей дошкольного возраста. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.

Вот уже много лет наш детский сад работает по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе - СПб. : Детство - Пресс, 2016., разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Программа разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО. Развитие речевой активности и коммуникативных навыков детей в программе рассматривается как одно из ведущих направлений всестороннего развития личности дошкольника. В качестве средств реализации данного направления мною была выбрана пальчиковая игровая деятельность. На основе этого я разработала и апробировала технологию развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в пальчиковой игровой деятельности.

Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого - педагогической литературы, современных методических пособий, порционных программ, таких как:

• Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. : Мозаика – Синтез, 2002.

• Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики. : Феникс, 2012.

• Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учеб. – метод. пособие по театрализованной деятельности. СПб. : «Музыкальная палитра», 2008.

• Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.

• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.

Анализ психолого-педагогических работ позволил разработать модель педагогической технологии направленную на развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в пальчиковой игровой деятельности.

Основная цель технологии:

Развивать все компоненты устной речи у детей среднего дошкольного возраста путём активного вовлечения их в пальчиковую игровую деятельность.

Основные задачи технологии:

1. развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук;

2. воспитывать интерес к пальчиковым играм по мотивам знакомых произведений;

3. совершенствовать навыки владения пальчиковым театром;

4. способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, раскованности и жизнерадостности у детей;

5. формировать потребность в общении со сверстниками.

Особенность технологии заключается в том, что вся пальчиковая деятельность носит игровой, занимательный и познавательный характер.

Основной подход, позволяющий реализовать данную технологию на практике, личностно – ориентированный, т. е. с учётом специфических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. В процессе творческого общения с взрослым, данная технология обеспечивает субъектную позицию ребёнка.

Основные черты педагогического процесса в группе:

• создан климат взаимного доверия;

• детям предоставляется самостоятельность и право выбора во всех видах деятельности;

• игровая деятельность не ограничивается;

• подача материала ведется от простого к сложному, с учетом имеющегося субъективного опыта детей;

• коммуникативный характер, раскрепощённая атмосфера, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослыми.

Диагностику речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе провожу 2 раза в год. Для проведения диагностического исследования детей использую научно – методическое пособие «Мониторинг в детском саду». – СПб. : «Детство – Пресс», 2011. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что речь детей младшего дошкольного возраста недостаточно развита.

С целью повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста, создала предметно – развивающую среду в группе, направленную на развитие всех компонентов устной речи посредством пальчиковой игровой деятельности. В речевом центре поместила развивающее пособие «Мои руки». На каждого ребёнка при помощи родителей были приобретены массажёры Су Джок. Сделала оригинальный пальчиковый театр из фланели и расположила его в театрально – игровом центре. В уголке «Детской книги» поместила детскую литературы с произведениями устного народного творчества. Разработала перспективный план пальчиковой игровой деятельности.

Педагогическая технология включает следующие этапы пальчиковой игровой деятельности:

1 этап - подготовительная работа с пальчиками.

2 этап - пальчиковые игры и упражнения без предметов.

3 этап - игры с использованием пальчикового театра.

Задачи первого этапа «Подготовительная работа с пальчиками».

1. познакомить детей с пальчиками;

2. выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки;

3. развивать элементарные навыки самообслуживания.

Работу по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей начинаю с развития мелкой моторики. Для ознакомления детей с пальчиками и для лучшего запоминания их названий, в работе использую развивающее пособие «Мои пальчики». Дети активно повторяют и легко запоминают названия пальчиков, усваивают расположение правой и левой руки, быстро осваивают счёт от одного до десяти. Для массажа кистей и пальцев рук активно использую массажёр Су Джок. При помощи кольцевых пружинок провожу массаж пальчиков, прокатывая колечко сверху вниз, затем снизу вверх по каждому пальчику, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Массажный шарик использую для массажа кистей рук. Дети выполняют такие упражнения, как: «катаем колобок», «раскатываем колбаску», «пальчики идут по ребристой дорожке», «пальчики бегут по колючей дорожке». Такое занятие с использованием массажёра Су Джок даёт возможность тренировать тонкие движения пальцев рук у детей достаточно энергично, и к тому же, на благоприятном эмоциональном фоне. После такой деятельности дети легко овладели навыками самообслуживания.

Задачи второго этапа «Пальчиковые игры и упражнения без предметов».

1. сочетать игры для тренировки пальцев и кистей рук с речью;

2. способствовать развитию понимания речи;

3. совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью;

4. повышать интерес к пальчиковым играм и упражнениям.

Пальчиковые игры, являются инсценировкой каких-либо рифмованных историй, стихов, сказок при помощи пальцев и кистей рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность ориентироваться в таких понятиях как: вправо, влево, вверх, вниз. Комплекс ритмических движений при занятии пальчиковыми играми способствует развитию динамических качеств двигательного компонента: выполнение симметричных и ассиметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамической координации. Эти игры очень важны и для развития творческих способностей дошкольников. Если ребёнок усвоит одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков, песенок, потешек и прибауток. Играя с детьми в пальчиковые игры, обращаю внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям дала короткие названия: «колечки», «лучики», «молоточки», «замок», «дом», «стол» и т. д. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм, неизменный порядок слов и рифма являются стимулом для развития речевой активности.

Задачи третьего этапа «Игры с использованием пальчикового театра».

1. совершенствовать навыки владения пальчиковым театром;

2. развивать речевое творчество детей в импровизациях по мотивам знакомых произведений;

3. формировать коммуникативные навыки детей в совместной пальчиковой игровой деятельности.

В среднем дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, умеренными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника. Формируется потребность в общении со сверстниками. В связи с этим активно использую пальчиковый театр (авторский, изготовленный из фланели. Это миниатюрные куклы, которые надеваются на указательный палец. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, помогает в развитии координации движений, способствуют эмоциональному подъёму у детей. На данном этапе дети учатся ровно держать указательный палец правой и левой руки. Кроме того, важно научить детей двигать указательным пальцем в соответствии с текстом. С помощью театра на пальчиках дети легко обыгрывают потешки, стихи - диалоги, знакомые сказки; самостоятельно придумывают свои истории и новые сказочные сюжеты – получаются своеобразные инсценировки. Во время пальчиковой игровой деятельности дети активно общаются друг с другом. Пальчиковый театр способствует развитию речевой активности и коммуникативных способностей. Дети становятся эмоционально - отзывчивыми, раскованными и жизнерадостными.

Важным направлением в организации пальчиковой игровой деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных формах. Исходя из этого, в течение всего года я проводила работу с родителями. В вечернее время показывала мамам сложные пальчиковые игры. Мамы могли не только отработать пальчиковые движения, но и поиграть с детьми. В совместной образовательной деятельности с детьми показывали мамам маленькие спектакли с использованием пальчикового театра. Знакомила родителей с новыми пальчиковыми играми, помещая их в родительском уголке, в рубрике «Учите с нами». Создала для родителей «Картотеку пальчиковых игр». Провела родительское собрание в форме практического семинара «Пальчиковые игры как фактор речевого развития и коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста».

В конце учебного года провела итоговую диагностику с целью проконтролировать решение поставленных задач. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что активная пальчиковая игровая деятельность способствует развитию всех компонентов устной речи у детей среднего дошкольного возраста. В итоге проведённой работы 80% детей имеют высокий уровень развития связной речи; у 85% детей увеличился словарный запас; 85% детей овладели грамматически правильной речью; 85% детей показали высокий уровень подготовки к обучению грамоте.

Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод: пальчиковые игры – мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слух; пополняется словарный запас и обогащается лексика. Работа с пальчиками становится занимательной игрой, а дети раскованными, жизнерадостными и эмоционально – отзывчивыми.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. : Мозаика – Синтез, 2002.

2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2009.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

4. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство – Пресс», 2016.

5. Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики. : Феникс, 2012.

6. Дошкольник 4 – 5 лет. Как работать по программе «Детство». – СПб. : Детство – Пресс, 2010.

7. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004.

8. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учеб. – метод. пособие по театрализованной деятельности. СПб. : «Музыкальная палитра», 2008.

9. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2011.

10. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб. : Кристалл, 1997.

11. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.

12. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста Р. К. Чугунекова <<Язык-это летопись истории народа>>К. Д. Ушинский Великий педагог К. Д. Ушинский считал:<<. воспитание,если.

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы: Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий.

Особенности развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, посещающих детский сад «Особенности развития коммуникативных навыков детей средне-го дошкольного возраста, посещающих детский сад». Мусорина Татьяна Петровна воспитатель.

«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Педагогическая песочница» - как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях.

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста,.

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста Актуальность проблемы. В современных исследованиях появились тенденции к преодолению учебной модели как в образовательной работе ДОУ в целом,.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Стимуляция речевой активности детей раннего дошкольного возраста Стимуляция речевой активности детей раннего возраста Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Период от 0 до 5 лет является.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста Первая младшая группа. План: 1. Вступительное слово; 2. Задачи - поставленные перед детьми; 3. Процесс запоминания; 4. Перед собой поставила.

Тема проекта: «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности
Опубликовано: 7 января 2017 в 23:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология развития речевой активности и коммуникативных умений детей среднего возраста в пальчиковой игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Бахарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД