Ольга Ахремова
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.
Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных умений занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Г. А. Урунтаева, Е. И. Щербакова, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, Ю. В. Филиппова и другие.
Публикация «Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных умений у младших дошкольников.
В связи с этим перед нами встала проблема подбора диагностического инструментария, удовлетворяющего следующим условиям:
1. доступность,
2. надежность,
3. однозначность,
4. валидность
В качестве критериев оценки уровня форсированности коммуникативных умений мы использовали :
1. желание вступать в контакт;
2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.
Диагностика проводилась во второй младшей группе МАДОУ № 239 «Колокольчики». Количество детей – 20 человек, в возрасте 3-4 года.
В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения коммуникативных умений детей : наблюдение, беседа, эксперимент. Мы использовали метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.
В качестве ситуаций наблюдения мы выбрали:
1. Сюжетно-ролевую игру «День рождения у зайчика». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных умений детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные умения в общении и со сверстниками и с взрослыми.
2. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
3. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
4. Совместные игры детей на прогулке.
Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому мы решили использовать так же метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.
Мы составили список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
1. Нужно ли делиться игрушками с детьми?
2. Ты всегда стараешься так поступать?
3. Почему?
4. Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
5. Почему?
6. Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
7. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы)
8. Как нужно попросить взрослого о помощи?
9. Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводился по следующим критериям:
1. Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
2. Умение организовать общение:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 - 18 баллов
Средний уровень – 10 - 14 баллов
Низкий уровень – 6 - 9 баллов
Результаты определения уровня коммуникативных умений у детей заносились в разработанную нами диагностический рисунок, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных умений в группе, так и результаты каждого ребенка (Приложение 1).
Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4 представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4
Как мы видим из рис. 1, у детей преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных умений (55%) и средний уровень (45%). Высокий уровень отсутствует.
В ходе наблюдения у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.
В общении с взрослыми дети легко шли на контакт. Здесь проявлялись навыки умения организовать общение - это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако, отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.