Анна Дунаева
Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
Дунаева А. Л., старший воспитатель
МДОАУ «ЦРР – д/с №113»г. Орска,
2016 год
С – 2
Понятие “критическое мышление” и его характеристики
Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Плаже, Л. С. Выгодского, до сих пор, во многом благодаря бытовым представлениям, существует мнение о критическом мышлении, как о чём – то негативном, как о желании всё отрицать, опровергать, противоречить. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
С - 3
Публикация «Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями» размещена в разделах
Теоретической основой являются работы американских и российских педагогов, работающих в рамках проекта Института “Открытое общество” под названием “Чтение и письмо для развития критического мышления”. Этот проект разработали американские педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер. Он реализуется более чем в 16 странах мира с 1997 года
С – 4
В работе по этой технологии можно выделить следующие педагогические принципы.
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как человек умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
С – 5,6
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение, осмысление (реализация, рефлексия (размышление).
С – 7
Первая стадия направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации.
С – 8
Работая с детьми, и познакомившись с ТРКМ, мы узнали, что она направлена на школьный и старше возраст. Мы тогда адаптировали некоторые методы и приемы для работы с дошкольниками. Такие как синквейн, кластер, тонкие и толстые вопросы, корзина идей и прочее. Есть такие приемы, которые мы можем использовать как в детской, так и во взрослой аудитории. Это таблица ЗХУ и 6 шляп мышления.
Сегодня я хочу вас познакомить с приемами, которые мы используем в работе с педагогами.
Двойной дневник
Упражнение «Двойной дневник» дают возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда педагог знакомится с новой информацией самостоятельно. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни, опыта работы. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
С – 9
ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
Автор этого приема, как и метода 2Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно.
Им написано 45 книг в области непосредственного обучения мышлению как навыку, которые переведены на 27 языков.
ПМИ — это мощный мыслительный инструмент. Он так прост, что ему почти невозможно научиться, ибо каждый полагает, что пользуется им. Буквы выбраны так, чтобы сложиться в хорошо произносимую аббревиатуру и чтобы мы могли попросить себя или других «выполнить ПМИ». П означает Плюс или хорошие аспекты
М означает Минус или плохие аспекты
И означает Интересно или интересные аспекты.
ПМИ — это инструмент привлечения внимания. Выполняя ПМИ, вы намеренно направляете свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на аспекты Минус и, наконец, на Интересные аспекты. Это выполняется с твердым намерением, очень дисциплинированно.
Это не суждение о ценности. Мы ищем, какие аспекты следует увидеть при взгляде в том или ином направлении.
Упражнение ПМИ состоит в поочередном взгляде в различные стороны. Вполне возможно, что химическое состояние мозга в ситуации, когда мы намереваемся смотреть в «Плюс», или в положительном направлении, отличается от состояния, возникающего при взгляде в «Минус», или в отрицательном направлении.
Элемент «И», или Интересно, выполняет в ПМИ несколько функций. Он может собирать вместе те аспекты и комментарии, которые не являются ни положительными, ни отрицательными.
«Было бы интересно посмотреть.» Таким образом, мыслитель поощряется к расширению идеи, а не к обращению с ней как с чем-либо статичным.
С-10
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал». (автор Д. Огле 1996):
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) заполняется первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса, заполняется графа «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения.
Источники информации Что осталось нераскрытым?
С – 11
Стратегия “Вопросительные слова”. В начале записываются понятия связанные с темой в правую колонку двухчастной таблицы. В левую - разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). В течение 5–7 минут мы формулируем как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Одно условие! Мы не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен? Например тема «Дидактические игры»
Вопросительные слова Основные понятия темы
Кто? Как? Что?
Где? Почему?
Сколько? Откуда?
Какой? Зачем? И прочее…
Затем мы обсуждаем свои списки и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т. д.) вопросов. Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов. Появившиеся вопросы учащиеся группируют в таблицу:
В первую графу мы записываем те вопросы,
на которые предполагается развернутый,
“долгий”, обстоятельный ответ.
Во вторую графу мы записываем те вопросы,
на которые предполагается однозначый,
“фактический”,обстоятельный ответ.
1. Почему игра называется дидактической?
2. Какие существуют виды дидактических игр?
3. Какие задачи выполняет дидактическая игра?
1. Что такое игра?
2. Что такое дидактическая игра?
С – 12
«Шесть шляп мышления»
Достаточно известный метод. Однако я напомню как он работает.
В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике.
Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
1. Эмоциями.
2. Растерянностью.
3. Путаницей.
Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета.
Шесть думающих шляп
1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.
2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.
3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами.
4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки.
5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом.
Предлагаю вам попробовать это метод сегодня…сейчас.
1. Белая шляпа – факты.
Сегодня 09 сентября 2016 года. Мы находимся на совещании для старших воспитателей в МДОАУ №46.
2. Какие мы испытываем эмоции?
3. Что положительного в нашем сегодняшнем совещании?
4. Есть ли недостатки? Назовите их (далеко, время)
5. Пофантазируем. А что если?
6. Подведем итог!
С - 13
Спасибо за внимание!