МААМ-картинки

Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в художественно — творческой деятельности

Наташа Крамаренкуо
Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в художественно — творческой деятельности
▼ Скачать +Заказ

«Мы не можем высказать,

чем волнует и трогает нас каждый цвет,

ибо цвета говорят с нами на

наречии, более утонченном, нежели слова…»

В. Вакечродер

Цвет — одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства.

Публикация «Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в художественно — творческой деятельности» размещена в разделах

Развитие цветовосприятия — одна из важных педагогических проблем, требующих решения. Недостаточное внимание педагогов к формированию интереса к цвету у детей младшего дошкольного и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, оттенков является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом. Таким образом, проблема формирования цветовосприятия у детей обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения.

В процессе своей педагогической деятельности столкнулась с неадекватным использованием детьми цвета, в явном противоречии с реальностью; однозначным использованием цвета, т. е. цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). К осознанию сущности реального цвета и его использованию в работе дошкольники приходят чаще всего под влиянием взрослых.

Итоги наблюдений, анализ полученных результатов работы с детьми и их родителями стали причиной, побудившей к углубленному изучению проблемы развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста, разработки системы работы в этом направлении. Наиболее продуктивными в решении поставленных задач в работе над технологией является художественно-творческая деятельность детей, которая при организации учебно - воспитательного процесса дает наиболее значимый эффект при ознакомлении с цветом.

Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; в игровой форме руководить и оценивать работу; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре по окончании занятия.

По мере освоения ребенком изобразительного опыта, важно развить у него цветовое восприятие окружающего мира, умение выражать свое отношение к нему через цвет.

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности — познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Появляется способность сознательно выделять различные части чувственно воспринимаемых вещей, явлений и преобразовывать эти сведения в управляемые самим ребенком образы и действия с ними.

Воспринимая предмет в повседневной жизни, действуя с ним, ребенок далеко не всегда вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет. Интерес к цвету, по мнению Я. А. Коменского, формируется у детей постепенно, поэтому занятия должны строиться с учетом возрастных возможностей.

Н. П. Сакулина выделила возрастные возможности детей по усвоению цвета и его использованию в творческой деятельности :

- у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и опенки и знать их названия;

- в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

- дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Окружающая действительность

может служить источником эстетических переживаний маленького ребенка и способствовать формированию выразительного образа.

Актуальность моей технологии заключается в развитии эмоциональной отзывчивости, эстетическом освоении окружающей действительности посредством ознакомления с цветом.

Новизна технологии заключается в самостоятельном использовании выбора цветового решения детьми младшего дошкольного возраста, направленного на передачу явлений окружающей действительности и выражения своего отношения к нему.

Создание условий, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно передавать в своей работе эмоциональную выразительность цветовой гаммы.

Необходимо задать климат доверия на занятиях, создать непринужденную обстановку, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление самостоятельности в решении творческих задач.

Анализируя работу с детьми младшего дошкольного возраста в данном направлении, пришла к выводу, что дети способны в специально организованных педагогических условиях использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно на основе права выбора цветов, основанного на личном восприятии, что придает детским работам особую прелесть, свежесть и оригинальность, дети могут объяснить и доказать выбора цветового решения.

Работа по технологии включает специально организованную учебно- игровую деятельность согласно утвержденной сетке занятий, плотностью в

режиме одного раза в неделю, продолжительностью каждого занятия не более 15 минут; самостоятельную деятельность детей младшего дошкольного возраста в области художественно-творческой деятельности; создание специализированного образовательного пространства; взаимодействие с Центром детского творчества;

Также предполагает разработку перспективного плана работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста, родителями воспитанников и педагогами учреждения, социальных и культурных институтов детства согласно плану взаимодействия.

Главной целью технологии является развитие цветового восприятия детей младшего дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности.

В качестве основных задач, определены следующие:

способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия, формирование интереса к цвету, краскам;

формировать умение различать и называть цвета, самостоятельно выбирать цветовое решение и умение объяснить свой выбор;

научить ребенка видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств;

формировать навыки использования приемов рисования в самостоятельной художественной деятельности;

развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации;

развитие наблюдательности, внимания, мелкой моторики пальцев рук;

содействовать раскрытию творческого потенциала детей в продуктивных видах деятельности,

способствовать возникновению у дошкольников потребности положительного созидания.

Работа по реализации поставленных целей и задач осуществлялась по этапам:

I. Подготовительный.

- Анализ имеющейся литературы по проблеме цветовосприятия, цветоведения.

- Проведена диагностика уровня развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

- Разработан перспективный план работы по реализации поставленных задач.

- Создано предметно-развивающее пространство в группе, обеспечивающее самостоятельное рисование.

П. Основой — реализация поставленных задач.

Работа над технологией осуществлялась по нескольким направлениям:

• работа педагога с детьми,

• с родителями воспитанников,

• создание условий развития цветового восприятия у детей.

Одним из основных условий развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста является широкий подход к решению проблемы. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Естественный процесс жизни и деятельности детей сделан творческим, дети ставятся в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и повседневной жизни, нацеленная на развитие цветового восприятия, органично входит в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие развития цветового восприятия в художественной деятельности — это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

При целенаправленном развитии цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Учитывались и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной художественно-творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. На занятии и в самостоятельной художественной деятельности создается атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержка его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития цветового восприятия является комплексное и системное использование методов и приемов.

Для развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста использую следующие методы:

1. Наглядный.

2. Словесный.

З. Практический.

4. Творческо-поисковый.

Наглядный и словесный методы используются во время:

• изобразительной деятельности;

• чтения и рассказывания педагогом стихотворений, потешек;

• экскурсий в парк;

• наблюдений;

• рассматривания книжных иллюстраций, наглядного материала;

• проведения дидактических игр;

• показа сказок.

Практический метод используется во время:

художественной деятельности (рисовании);

• проведения игр (дидактических, подвижных, игр инсценировок);

• оформления коллекции детских работ

• коллективной художественной деятельности;

• организации творческой мастерской «родитель-ребенок».

Творческо-поисковый метод используется в художественной деятельности. Создаются условия для самостоятельного решения детьми поставленной педагогом проблемы. Например, нарисовать море. Предлагаются различные по цвету краски, детям знакомы различные цвета, знакомы способы для получения новых цветов. Вот именно в этот момент ребенок должен найти свое цветовое решение на основе личного восприятия, выразить свое творческое видение.

Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие.

Другое условие — бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Важно создание в группе образовательного пространства, способствующего к самостоятельному творчеству в рисовании. С этой целью мною задействовано все пространство в группе (резиновые коврики на полу, на двери планшет для рисования мелом, на стенах фланелеграф в виде радуги, зона изобразительного творчества обогащена нестандартными изобразительными материалами. Подобрана детская художественная литература, содержание которой отвечает требованиям поставленных задач (стихи, загадки). В игровой зоне подобраны и изготовлены настольные игры, дидактические игры, игрушки «девочки-красочки». Разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.

Условием развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

Содержанием изобразительной деятельности как учебной дисциплины является освоение языка цвета в объеме, доступном для детей младшего дошкольного возраста. Поэтапное развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста можно представить в схеме.

На первом этапе необходимо использовать педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к цвету, использованию его для передачи явлений окружающего. Ребенок не просто наблюдает, как падают капельки дождя, но и слушает их стук о стекло окна, ощущает его прохладу. Включение в процесс восприятия большого числа различных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) помогает малышу лучше запомнить и воспринять предмет, явление, вызвать эмоциональный отклик. Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. В таких случаях на помощь приходят различные виды искусства. Музыка, поэзия, изобразительное искусство способствуют развитию у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии ими какого-либо явления действительности. Среди многочисленных приемов обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию большое место занимает показ. Ведущая роль отводится педагогу. Он манипулирует с цветом, вызывая интерес к изобразительным материалам и цвету, показывает различные способы действия с этими материалами. С помощью игровых приемов процесс изображения становится более интересным, привлекательным для маленького ребенка.

На втором этапе обучения большое место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка — сотворчество. Воспитатель показывает детям способы выполнения заданий на занятиях рисованием (техника рисования, но не цветовое решение). Детям даются задания самостоятельно выбрать цветовую гамму для изображения того или иного предмета. Действуя вместе с педагогом, дети легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения. Совместные действия объединяются простым, доступным маленькому ребенку содержанием. Важным условием является поддержка положительных эмоций в процессе деятельности и его результате (одобрение, похвала).

Овладевая способами самостоятельных действий, дети младшего возраста применяют освоенные на занятиях способы в других условиях, без помощи взрослого — третий этап. Содержание самостоятельной деятельности детей разнообразно. В этом процессе большую помощь оказывает воспитатель, который ненавязчиво, тактично формирует у детей интересы, способности, желание действовать самостоятельно.

Основные принципы построения работы:

1. В качестве ведущего принципа, выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности. Все типы взаимосвязи обусловлены спецификой художественно-творческой деятельности, характерной для младших дошкольников. Взаимосвязи эти — с целью усиления образного начала — можно использовать в различных ситуациях. Игровые приемы, например, не только полнее раскроют «содержание» рисунка, но и сформируют простейшие поисковые действия.

2. Принцип поэтапности учитывает возрастные особенности ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

3. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и почувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка

— от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

4. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, и с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и творческому мышлению.

5. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Работа с младшим дошкольным возрастом по развитию цветовосприятия необходимо начинать со знакомства с миром цвета, основными цветами и их оттенками.

Красный, синий, зеленый – любимые цвета малышей первый рисунок – яркое желтое солнце, синее небо, зеленая трава. Во время наблюдений ребенок замечает, что в природе существует множество оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть красным, и зеленым. В результате таких наблюдений ребенок начинает использовать цвет более разнообразно. У ребенка должно быть право выбора цвета. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. Используемые игровые примеры (например, приход на занятие девочки – красной Красочки) способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, проявлению заинтересованности предстоящей работы.

На занятиях и в самостоятельной деятельности детей используется дидактические игры, способствующие развитию цветовосприятия (например, «Цвет глазами хуожников», а также игры с мозаикой, цветными палочками строительным материалом.

Изобразительной деятельностью дети занимаются также на участке детского сада. Они самостоятельно, по своему желанию рисуют; собирают

разноцветные камешки, раскладывают их на земле или песке; осенью собирают яркие листья, составляют из них букеты.

Используется чтение и рассказывание сказок, рассказов о цветах («Желтая сказка» И. Зиедониес, «Разноцветное царство» М. Мацук и др., заучивание стихотворений.

Также в работе над технологией используются тематические презентации с игровыми заданиями.

Большое внимание уделяется работе с родителями, проводим: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий.

Формы работы с семьей:

родительские собрания, посвященные развитию цветовосприятия и многообразию цвета и оттенков;

домашние задания по закреплению навыков работы с цветом;

анкетирование и тестирование родителей с целью выявления степени необходимости развития цветовосприятия;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки;

выставки детских работ;

творческая мастерская «Родитель — ребенок»;

мастер-класс (практикум для родителей);

Только в том случае, когда педагоги и родители объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.

Следовательно, единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Ш. Заключительный — выявление результативности проделанной работы:

• диагностика уровня развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста;

• Анкетирование родителей о проделанной работе;

• Выводы, рекомендации

• Разработка перспективы по теме «Развитие цветового восприятия у детей среднего — старшего дошкольного возраста»

Разработаны и использованы критерии уровня усвоения системы знаний, умений и навыков по развитию цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста. За основу взяты следующие показатели:

1. отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве :

- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

- увлеченность, захваченность деятельностью;

- возникновение потребностей, интересов к творчеству;

- мотивация выбора цвета

2. Способы действий:

- вариации использования цветовой гаммы;

- самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

3. Качество детской продукции:

- нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств ля воплощения образа;

- индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям;

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все эти показатели использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

группа Начало учебного года Конец учебного года

младшая Высокий уровень-18%

Средний уровень – 70%

Низкий уровень – 12% Высокий уровень – 48%

Средний уровень – 52%

Низкий уровень – 1%

Проделанный объем работы обеспечил прочное усвоение детьми системы знаний: сформировалось понятие о цвете и его оттенках, большинство детей используют цвет для передачи своего отношении и видения предмета; используют имеющиеся цвета для получения новых цветов, проявляют свое творчество в выборе цвета для передачи образа; находят «свою палитру», применяют в самостоятельной деятельности разнообразные приемы в работе с красками; большинство детей умеют объяснить выбор цветового решения созданного образа.

Диагностика уровня развития цветового восприятия, способностей детей позволяет сделать вывод: знакомство с цветом и его оттенками в художественно- творческой деятельности, а также создание атмосферы доверия и свободы способствуют развитию цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективы технологии.

Перспективы технологии включают в себя: развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста. посредством включения в содержание по ознакомлению с цветом различных средств изобразительной деятельности (аппликации, лепки, а также использованием нетрадиционных материалов, разработка содержания обучения, по развитию цветового восприятия у детей среднего - старшего дошкольного возраста, обеспечение преемственности с домом детского творчества.

В дальнейшем необходимо, продолжать поиск новых эффективных методов и приемов в работе, расширять картотеку игр, заданий и упражнений с детьми, разработать советы, рекомендации для родителей по развитии цветовосприятия у детей.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в художественно — творческой деятельности
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 19:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в художественно — творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Крамаренкуо в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД