Анастасия Викторовна
Технология проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал: Джон Дьюи (1859-1952). Американский философ, психолог и педагог.
Проблемное обучение - это способ развития сознания человека посредством самостоятельного разрешения им познавательных задач, содержащих внутри себя ряд противоречий, или посредством его активного участия в процессе разрешения этих задач.
Противоречия - важнейшая черта содержательного аспекта проблемного обучения, которая закономерно возникает и раскрывается в процессе познавательной деятельности учащихся и является источником ее движения и развития.
Можно отнести:
• противоречие исходных знаний и новых;
Публикация «Технология проблемного обучения» размещена в разделах
• противоречие практически доступных результатов и отсутствием его теоретических обоснований;
• противоречия понимания научной важности проблемы и отсутствия необходимой теоретической базы для ее разрешения и др.
Функции проблемного обучения:
• усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
• развитие интеллекта учеников, то есть их познавательная самостоятельность и творческие способности;
• формирование диалектико-материалистического мышления учеников;
• формирование всесторонне и гармонично развивающейся личности.
Проблемная задача - это простейший, частный случай проблемы, когда она состоит всего лишь из одной задачи.
По сути, она является учебно-познавательной задачей, вызывающей стремление самостоятельно искать пути, способы и средства ее рационального решения. Основой проблемной задачи обычно является противоречие существующих знаний.
Учебная проблемная ситуация - это психическое состояние мыслительного взаимодействия ученика или класса с определенной проблемой под руководством учителя.
• нехватка знаний - ученики не могут решить задачу в связи с отсутствием необходимых знаний;
• новые условия - необходимые знания у детей есть, но они должны придумать, как их применять в новых условиях;
• противоречие теоретической возможности и практической осуществимости - ученик должен выбирать из нескольких известных ему способов решения, наиболее рациональный;
• противоречие полученного практического результата и отсутствия знаний того, как объяснить, как и почему получили именно этот результат.
Методы организации процесса проблемного обучения:
• монологическое;
• рассуждающее;
• диалогическое;
• эвристическое;
• исследовательское
Этапы технологии проблемного обучения:
1. Постановка учебной проблемы: организация проблемной ситуации. Результат этого этапа - затруднение студентов и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью занятия.
2. Поиск решения проблемы:
- через диалог;
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:
- поставьте проблемный вопрос;
- выдвините гипотезу;
- докажите.