Пельменёва Альбина
Технология приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Альбина Валентиновна Пельменёва, воспитатель МБДОУ Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск»
Технология приобщения детей дошкольного возраста
к культуре своего народа на основе народных сказок.
Одним из основных направлений образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС дошкольного образования является патриотическое воспитание. К содержательному компоненту патриотического воспитания относятся представления ребенка о культуре народа, традициях, истории, природе родного края.
Публикация «Технология приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе народных сказок» размещена в разделах
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, так как в дальнейшем это поможет с пониманием и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Взяв за основу технологию приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию на основе народных сказок, разработанную к. п. н. О. И. Михайловой, мы проводим целенаправленную и системную работу. В своей работе обращаем большое внимание на смысловую нагрузку сказки, на эмоциональную отзывчивость детей, используем разнообразные формы и приёмы работы.
Цель работы: приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию предков на основе народных сказок.
Технология реализуется :
- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки;
- при интеграции различных видов деятельности: игровой, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной;
- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учётом этнокультурных особенностей детей.
Этапы работы со сказкой.
I этап - ориентировочный. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках. При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которые показывает картину мира данного народа.
II этап – предварительный. На данном этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки можно перед сном в сопровождении некой таинственности и волшебства, так как в данном случае дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.
III этап – основной. Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные). Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке.
Таким образом, одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1,5-2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание и прослушивание сказки.
IV этап - заключительный. На этом этапе нужно организовать самостоятельное общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребёнок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно - речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссёры ставят сказку, работают над декорацией.
Особенностью данной технологии является сочетание при ознакомлении со сказками различных форм и приёмов работы. При представлении сказки используются различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети рисуют сказку, делают аппликации.
Для изготовления кукол-персонажей сказок можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпочные, вязаные, мягкие игрушки и т. д) и по разному преподнести их образ. Благодаря этому ребёнку не преподносится образ-эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Использование данной технологии даёт детям дошкольного возраста без труда запомнить текст, смысл сказки, стать участником действий сказки. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребёнка по смысловой нагрузке сказки.
Предложенная технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому).
Таких образом, приобщение дошкольника к культуре своего народа на основе народных сказок соответствует особенностям личностно-ориентированной модели воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребёнок проживают сказку, передавая своё собственное отношение к миру через сказочные образы и персонажи.
Сформированная этнокультурная компетентность детей является основой, фундаментом общения ребенка с другой культурой.