Надежда Васильева
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание. Наш детский сад является инновационной площадкой по этнокультурному развитию дошкольников. В нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по этому направлению.
Публикация «Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы.
По этнокультурному развитию детей я наметила следующие задачи
Задачи:
• воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формировать бережное отношение к природе родного края и всему живому;
• развивать интерес к народным традициям и промыслам своего народа
Для реализации всех вышеперечисленных задач мы в группе создали предметно-развивающую среду (обновили природный, этнокультурный, театральный уголки, уголок ряженья, собрали картотеку дидактических игр и подобрали музыкальные и художественные произведения для приобщения детей к народной культуре
В соответствии с комплексно-тематическим планированием нашего ДОУ мы наметили темы по этнокультурному развитию детей в группе
Мы используем разные формы работы, по приобщению детей к культуре родного края. Непосредственно на занятиях дети узнают о своем родном крае. Они учатся составлять небольшие рассказы по картинкам: «Наша семья», «Я помогаю бабушке», «Мой дедушка», «Национальная посуда», «Кукла Салика» «Наш поселок» и другие.
Через сюжетно-ролевые игры знакомятся с традициями и обычаями народа : «Семья», «Укладывание в колыбель». Драматизация, организация сюжетно-ролевых игр воспитывает в детях творческие способности, пробуждает интерес к народным традициям, особенностям национальных культур, существующих в пределах нашей Республики.
Важное место отводим и народным подвижным играм «Пурса велын», «Кече ден тылзе», «Ручеек», «Золотые ворота» и др., которые привлекают внимание и как жанр устного народного творчества.
В ДОУ создан музей «Изба. -Порт» – центр в котором сосредоточены материалы по изучению родного края, его хозяйства, особенностей населения, истории, культуры. Здесь представлены разнообразные экспонаты: альбомы с историческими фотографиями прошлого, предметами быта старины (утюги, кувшины, посуда, одежда (рубашки с вышивкой, лапти, платки) печка с дровами, стол со скамейками и караваем, куклы в национальных костюмах, подвесная старинная люлька. Занятия с детьми проводим в мини-музее ДОУ, где можно наглядно познакомиться с предметами народного быта : покрутить прялку, подхватить ухватом чугунок и поставить его в печь, надеть лапти.
Многие экспонаты нашего музея используются для оформления музыкального зала как декорации на праздниках и различных мероприятиях.
Как итогом проделанной работы по определенной теме в нашей группе проводятся праздники, такие как: «Посиделки» «В русской горнице», «В гостях у матрешки», «Марий кас», «Уарня» («Масленица», «Рошто», «День Рождения Республики Марий Эл».
Со второй младшей группы я веду кружок «Умелые пальчики». Целью работы данного кружка: развитие речи и мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства и изучение основ марийского языка.
На занятиях кружка с детьми мы знакомимся с животным и растительным миром нашего края, с орнаментом, с национальными костюмами, с предметами народно-декоративного искусства, с национальными народными песнями, сказками, пословицами, поговорками. Также занимаемся творчеством: изготавливаем из природного материала различные поделки, рисуем орнаменты.
Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы по данному направлению.
Проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду. Родители изучают свою родословную, совместно с ребёнком составляют генеалогическое древо семьи. Также реализуем совместные проекты, например «Русские матрешки», «Моя семья».
Таким образом, значимость использования истоков национальной культуры в учебно-воспитательном процессе несомненна. Сформировалось ли уважительное отношение к культуре своего народа, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к своим предкам, культуре малой родины, к истории поселка появились.