Любовь Федорова
Использование русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Величайшее богатство русского народа - фольклор, неотъемлемой частью которого являются русские народные сказки. Наряду с другими формами русского фольклора, они были придуманы людьми и передавались из поколения в поколения. Поэтому изучение с детьми русских народных сказок не только приобщает к традициям русского народа, но и служит хорошим подспорьем в работе над развитием речи.
Публикация «Использование русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Еще К. Д. Ушинский писал: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»
Начиная знакомить детей с русскими народными сказками нужно объяснить откуда они появились и почему так называются. Из сказок ребенок узнает много новых, исконно русских слов, образных выражений. На сегодняшний день это очень актуально, т. к. в речи русского народа появилось много слов иностранного происхождения, а часть русских вышли из речевого обихода и дети их не знают и не понимают их значения. Поэтому при прочтении детям русской народной сказки обязательно нужно обращать внимание на незнакомые слова и выражения и объяснять их значения.
Русские народные сказки так же очень эффективны в работе над развитием связной речи детей, т. к. они богаты юмором, живыми и образными выражениями, в них часто используются метафоры, фразеологизмы, крылатые выражения и т. д. Кроме того язык сказок ясен и прост для детского понимания, поэтому дети достаточно легко выражают свое отношение к тому или иному герою, дают оценку их действиям. В связи с этим, полезно, после прочтения, спросить у них как они относятся к каждому из героев данной сказки и почему; какой он по их мнению. Это способствует развитию связной речи, мышления, а так же дают возможность поработать над подбором качественных прилагательных. Н-р: волк какой? (Злой, серый и т. д.)
Большое внимание необходимо уделять пересказам. На начальном этапе, это пересказы с опорой на наглядность (схемы, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, а затем и без нее. При пересказе педагог должен стремиться к тому, чтобы пересказ детей был как можно ближе к тексту, естественно, необходимо учитывать уровень речевого развития каждого ребенка. Кроме того, можно предложить детям придумать свое окончание данной сказки, что будет способствовать не только развитию связной речи, но и таких психических процессов, как мышление, воображение и др.
Так же стоит отметить, что работа над такими русскими народными сказками, как «Колобок», «Репка» и др., в которых герои появляются в определенной последовательности и на протяжении всей сказки эта последовательность неоднократно повторяется, подготавливают детей к освоению в дальнейшем звукобуквенного анализа.
Одним из эффективнейших приемов работы над русскими народными сказками, направленным на развитие речи, являются театрализованная деятельность и различные виды театров (настольный, пальчиковый, конусный, теневой и др.). Данный прием позволяет поработать над интонацией, мимикой, силой голоса, а так же дает возможность детям раскрепоститься.
И, в заключении, хотелось бы отметить такой метод работы, как сказкотерапия, получивший в настоящее время широкое распространение в сфере логопедии. Уникальность этого метода заключается в том, что через использование сказок, её сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи: развитие слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия, развитие подвижности артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, развитие лексико-грамматических категорий. и т. д.