Ольга Недобежкина
Технология «POP-UP BOOKING» как средство приобщения детей раннего возраста к художественной литературе
Проблема приобщения детей к художественной литературе является на сегодняшний день одной из актуальных и встает очень остро, так как, в наш современный век – век новых технологий и гаджетов – художественная литература отходит на второй, или даже на третий, план. И от этого страдают, прежде всего, наши дети. Им перестают читать взрослые, ведь намного проще дать в руки ребенка планшет или смартфон и заняться своими делами, а быть может тоже «утонуть» в телефоне, а значит, страдают также грамотность и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание и многие другие составляющие гармоничного развития личности, что так важны в раннем возрасте.
Публикация «Технология „POP-UP BOOKING“ как средство приобщения детей раннего возраста к художественной литературе» размещена в разделах
Сейчас весь мир не стоит на месте, становится эклектичным: смешиваются жанры и соединяются разнородные стили. Например, на сцене (театральная сцена или выступление артистов, на арене цирка) в качестве декораций используется видео или 3d-анимация, а актеры напрямую общаются с публикой, либо зритель может как-то повлиять на развитие событий на сцене. Так и с книгами. Наши дети живут в мире новых технологий, в котором появился еще один вид книги – интерактивный.
Интерактивная книга сегодня – это сочетание различных «приемов» и техник (pop-ap, тканевые книги, электронные книги с 3d-анимацией и т. д.).
Основа любой интерактивной книги – это все-таки картинка, завязанная на короткий текст. С изображениями происходят чудеса:
• они могут двигаться: герои взлетают, прыгают, танцуют (тканевые и электронные книги);
• они появляются из ниоткуда (техника «pop-ap») и т. д.
За счет этого развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, фантазия и воображение ребенка, что очень важно для развития связной речи. Но также появляется интерес и к художественной литературе.
«Pоp-up booking» – это техника создания объемных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций. Данные конструкции позволяют приводить в движение и поднимать иллюстрацию, делая ее объемной.
Важная особенность всех механизмов в технике «Pоp-up booking» – в закрытом виде все они становятся плоскими.
Основоположником школы «Pоp-up booking» в России является Николай Немзер, он создает авторские книги и открытки, а также обучает всех желающих в своей авторской школе.
Скрапбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook : scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — это новый вид рукодельного искусства. Его главная особенность заключается в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, книг или открыток. Где для сохранения и передачи отдельных историй используется не обычный рассказ или знакомый нам всем текстовый формат оформления книги, а история передается с помощью особых визуальных и тактильных приёмов, а точнее картинок и изображений, которые создаются индивидуально к каждой книге, или описываемому моменту. Техника «scrapbooking» развилась из технологии «роp-up booking», но вскоре стала самостоятельной технологией.
Также и в книгах электронного формата (книгах адаптированных под электронные носители и специально созданные жанры электронных книг) где, на каждой странице находится очень мало текста, он очень легкий для своего восприятия и насыщен действиями или диалогами. В таких книгах детей привлекает интересная, но короткая история, игры и анимация, которые завязаны на определенном сюжете. С героями можно играть, и в каждой книге присутствует сюрпризный момент, что очень нравится детям. Но важно помнить, что такие книги оставляют свой отпечаток, как на здоровье ребенка в целом (на зрении, прежде всего, на осанке, слухе, так и на его психике в частном (появляется нервозность, истеричность и капризность в случае отказа дать планшет/смартфон с книгой и т. д.). Поэтому здесь важную роль играет «дозированность» данных книг и постоянный контроль взрослых. Грань между пользой и вредом в данном случае очень тонкая.
Чего не скажешь о тканевых книгах, в отличие от электронных, их использовать можно чаще. Такие книги очень полезны как для раннего развития самого ребенка, так и для формирования его связанной речи, потому что эти книги развивают не только тактильные ощущения и мелкую моторику, но и внимание, мышление, логику и воображение малыша.
Список использованных сайтов для подготовки материала:
https://e-koncept.ru/2017/574054.htm
https://letidor.ru/psihologiya/chemu-nauchat-rebenka-interaktivnye-knigi.htm
https://nemzer.ru/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/502392