МААМ-картинки

Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей

Людмила Колтовская
Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей : девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли; в трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределить обязанности с учётом пола партнера.

Публикация «Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей» размещена в разделах

Полоролевое воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование полоролевой культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика, девушки, молодого человека, женщины, мужчины.

Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточная разработка данной проблемы на практике обусловили мой выбор на тему «Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель: изучить эффективные педагогические возможности игры как важного средства полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. провести анализ научной литературы полоролевого развития дошкольников;

2. изучить уровень сформированности полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей по изучаемой проблеме.

Методы исследования:

- теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого - педагогической литературы;

- педагогический эксперимент;

- качественная и количественная обработка и анализ полученных данных;

Методологической основой работы явились труды Б. М. Бим - Бад, Л. И. Божович, Р. Б. Буре, Е. В. Бондаревской, Л. С. Выготского, Г. Н. Волкова, А. А. Григорьевой, Я. Л. Коломинского, И. С. Кон, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Л. И. Островской, И. С. Портнягина, Т. А. Репиной и других.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные практические рекомендации, могут быть использованы родителями и педагогами ДОУ.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад Кэскил № 51» г. Якутска, в старшей группе Тиинчээн.

На первом этапе организовано проведение констатирующего эксперимента. Цель данного эксперимента заключалась в выявлении полоролевых предпочтений девочек и мальчиков 5-6 лет в игре. Для решения этих задач использовался метод беседы, игры, социально - генеалогическая цепочка, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные ситуации, схемы-действия. Беседа с детьми направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины и женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. Обработка результатов беседы предполагает анализ ответов девочек и мальчиков, выражающих их предпочтения к различным видам игровой деятельности. Исследование своеобразия интересов и позиции субъекта девочек и мальчиков 5-6 лет в игре проводилось с помощью следующих методик:

1. Методика «Социально-генеалогическая цепочка» (модифицированная методика Натальи Львовны Белопольской). Цель: выявить уровень развития полового самосознания и полоролевых представлений детей.

2. Методика «Рисунок женщины (мужчины)». Цель: выявить эстетические представления об образах мужчины и женщины.

3. Методика «Что в образе тебе моем?». Цель: выявить полоролевые представления, чувства, эстетическую оценку художественных образов при восприятии произведений изобразительного искусства. Высказывания детей оценивались по трем критериям.

Итак, По 1-й методике «Социально-генеологическая цепочка». Высокий уровень в контрольной группе составляет - 10%, т. е. 1 ребенок, средний уровень - 40%- 4 ребенка, низкий уровень - 50% - 5 детей. Высокий балл в экспериментальной группе составил - 0% т средний уровень получили 3 ребенка, низкий 7-ро. Анализ показал, что для развития полового самосознания и полоролевого представления можно эффективно использовать этические беседы, проблемные и жизненно значимые ситуации.

По 2 методике «Рисунок женщины, мужчины: Из контрольной группы 2 (20%) - детей получили высокий балл, которые нарисовали полный образ женщины, это 2 девочки. 5 (50%) - детей нарисовали хорошо, но не смогли дать точный ответ, то есть затруднялись дать существенные объяснения о мужской (женской) красоте 3 (30%) - получили низкий уровень.

У детей экспериментальной группы высокий балл получил - 1 (10%) -ребенок, средний балл - 4 (40%) ребенка, и 5 (50%) детей - детей получили низкий уровень. После данной методики нам предстоит работать с детьми для того, чтобы правильно выявить эстетические представления об образах мужчины и женщины. Таким образом, результат по выявлению эстетических представлений об образах мужчины и женщины у детей низкий, у большинства детей допущены ошибки в выявлении эстетических представлений об образах мужчины и женщины. По 3-й методике «Что в образе тебе моем?» : Из 20 опрошенных детей у 5 (50%) - детей выявлен низкий уровень знаний об образе мужчины и женщины. У детей наблюдается неопределённые представления об особенностях поведения, внешних отличительных признаках мальчиков и девочек. Представления среднего уровня выявлены у 10 - детей. Эти дети знают, что нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; имеют знания о том, как ведут себя мальчики и девочки и называют некоторые их отличительные признаки (одежда, некоторые качества, особенности поведения); называют некоторые функции мужчины и женщины в семье. У 5 - (50%) детей выявлен высокий уровень сформированности полового образа, о чем свидетельствуют их знания и понимание необратимости своего и противоположного пола; они испытывают эмоционально положительное отношение к себе; знают многое о гендерных функциях мужчины и женщины в семье; имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их гендерного поведения, а также представления о социальном статусе мужчины и женщины. По результатам эксперимента можно констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста слабо развито полоролевое воспитание.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод:

- показатель полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе низкий, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по полоролевому воспитанию.

- ознакомить детей с пространственно - предметной развивающей средой.

- разработать программы полоролевого воспитания дошкольников.

После констатирующего этапа проведен формирующий этап эксперимента. На занятиях участвовало 10 воспитанников группы «Тиинчээн». С целью обогащения игр специально организованными видами деятельности выступили: этические беседы, проблемные и жизненно значимые ситуации. Беседы осуществляются отдельно с мальчиками, отдельно с девочками, а также совместно с мальчиками и девочками («Мальчики -будущие мужчины», «Мальчики - защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики - юные мастера», «Девочки -будущие женщины», «Девочки - маленькие охранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы» и т. д. А также символические игры (Раисы Михайловны Чумичевой, «Мой любимый герой», «Предмет - мужчина, предмет - женщина», «Кто живет в твоем сердце», .«Настроение». Дидактические игры, «Настроение», «Мама», «Кем я буду и каким?».Сюжетно - ролевые игры, игры драматизации «Спящая красавица»,«Сказка наоборот», схемы - действия (отражают культурные эталоны поведения) и организации педагогического условия для развития детской игры.

Контрольный эксперимент проводился по тем же трем методикам. Итоги проверки уровня по методике 1, показали: высокий уровень в экспериментальной группе составил – 6 детей, средний уровень – 3-е, низкий уровень – 1ребенок, а в контрольной группе высокий уровень получили 3 детей, средний уровень – 5, низкий уровень – 2-е. Дети правильно выстраивали социально - генеалогическую цепочку, комментировали свои действия, устанавливали зависимости; связывали свое будущее с дальней целью (образом женщины и мужчины). Существенно увеличились представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения. Мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста увеличился в экспериментальной группе на 60%, низкий уменшилось на 60%, а в контрольной группе произошли незначительные изменения.

По итогам показателей уровня в экспериментальной группе по методике 2 «Рисунок женщины (мужчины)» видно, что из детей экспериментальной группы, имеющие высокий уровень развития составили 60% шесть детей, средний уровень - 40%- 4 ребенка, низкий уровень - 0; в контрольной группе - высокий уровень -30% 3 детей, средний - 60% 6 детей, низкий - 10% -1ребенок. Таким образом, можно сделать вывод, что высокий процент в экспериментальной группе увеличился на 50%. Это значит, что дети достаточно стали понимать содержания заданий. Дети стали более внимательными. По методике 3 «Что в образе тебе моем» повысился на 30%. Это значит, дети стали владеть представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции, дифференциация функциональных особенностей мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения). Сравнительный анализ наблюдений за игровой деятельностью мальчиков девочек показал, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности. Наблюдение показало, что мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола. Мальчики перестали отрицательно реагировать на игрушки, различные атрибуты которые девочки использовали в своих играх. Сюжеты игр стали более развернутыми и разнообразными. Дети исполняли роли согласно своей половой принадлежности. Вывод: по итогам контрольного этапа мы узнали, что у детей экспериментальной группы появились постоянные и устойчивые интересы к познанию ценностей полоролевой, семейно - бытовой и нравственно - эстетической культуры воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети стали любознательными, более активными.

Таким образом, в результате экспериментального исследования гипотеза подтвердилась, что игра может быть эффективным средством полоролевого воспитания.

По результатам проведенного исследования выносятся следующие рекомендации для воспитателей :

- разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей развития девочек и мальчиков;

- определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков;

- формировать у дошкольников представления о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно - ценных;

- стимулировать толерантное, уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола;

- создать условие для овладения детьми полоролевым опытом, способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия;

- организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;

- осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.

Публикации по теме:

Презентация «Авторские игры как средство индивидуализации обучения и воспитания дошкольников» Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать благоприятные условия для индивидуализации.

Спортивные игры как средство физического воспитанияСпортивные игры как средство физического воспитания Спортивные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания дошкольников. Они должны способствовать закреплению.

Консультация для воспитателей: Спортивные игры и упражнения как средство воспитания коммуникативных качеств МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20" ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье» Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления.

Методическая разработка «Семья как основной источник полоролевого воспитания ребенка» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду Особенности поло-ролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Биологический и социальный пол – гендер.

Проект-исследование «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей» Человек и природа… Никогда эта тема не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологической катастрофы нависла над человечеством,.

Проект «Подвижные игры, как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры» ПРОЕКТ «Подвижные игры как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры для разных категорий.

Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников» Технология «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации детей – дошкольников» А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 12:41
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Колтовская (УИ 1487963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД