Людмила Колтовская
Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей : девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли; в трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределить обязанности с учётом пола партнера.
Публикация «Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей» размещена в разделах
Полоролевое воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование полоролевой культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика, девушки, молодого человека, женщины, мужчины.
Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточная разработка данной проблемы на практике обусловили мой выбор на тему «Технология использования игры как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель: изучить эффективные педагогические возможности игры как важного средства полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. провести анализ научной литературы полоролевого развития дошкольников;
2. изучить уровень сформированности полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей по изучаемой проблеме.
Методы исследования:
- теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого - педагогической литературы;
- педагогический эксперимент;
- качественная и количественная обработка и анализ полученных данных;
Методологической основой работы явились труды Б. М. Бим - Бад, Л. И. Божович, Р. Б. Буре, Е. В. Бондаревской, Л. С. Выготского, Г. Н. Волкова, А. А. Григорьевой, Я. Л. Коломинского, И. С. Кон, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Л. И. Островской, И. С. Портнягина, Т. А. Репиной и других.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные практические рекомендации, могут быть использованы родителями и педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад Кэскил № 51» г. Якутска, в старшей группе Тиинчээн.
На первом этапе организовано проведение констатирующего эксперимента. Цель данного эксперимента заключалась в выявлении полоролевых предпочтений девочек и мальчиков 5-6 лет в игре. Для решения этих задач использовался метод беседы, игры, социально - генеалогическая цепочка, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные ситуации, схемы-действия. Беседа с детьми направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины и женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. Обработка результатов беседы предполагает анализ ответов девочек и мальчиков, выражающих их предпочтения к различным видам игровой деятельности. Исследование своеобразия интересов и позиции субъекта девочек и мальчиков 5-6 лет в игре проводилось с помощью следующих методик:
1. Методика «Социально-генеалогическая цепочка» (модифицированная методика Натальи Львовны Белопольской). Цель: выявить уровень развития полового самосознания и полоролевых представлений детей.
2. Методика «Рисунок женщины (мужчины)». Цель: выявить эстетические представления об образах мужчины и женщины.
3. Методика «Что в образе тебе моем?». Цель: выявить полоролевые представления, чувства, эстетическую оценку художественных образов при восприятии произведений изобразительного искусства. Высказывания детей оценивались по трем критериям.
Итак, По 1-й методике «Социально-генеологическая цепочка». Высокий уровень в контрольной группе составляет - 10%, т. е. 1 ребенок, средний уровень - 40%- 4 ребенка, низкий уровень - 50% - 5 детей. Высокий балл в экспериментальной группе составил - 0% т средний уровень получили 3 ребенка, низкий 7-ро. Анализ показал, что для развития полового самосознания и полоролевого представления можно эффективно использовать этические беседы, проблемные и жизненно значимые ситуации.
По 2 методике «Рисунок женщины, мужчины: Из контрольной группы 2 (20%) - детей получили высокий балл, которые нарисовали полный образ женщины, это 2 девочки. 5 (50%) - детей нарисовали хорошо, но не смогли дать точный ответ, то есть затруднялись дать существенные объяснения о мужской (женской) красоте 3 (30%) - получили низкий уровень.
У детей экспериментальной группы высокий балл получил - 1 (10%) -ребенок, средний балл - 4 (40%) ребенка, и 5 (50%) детей - детей получили низкий уровень. После данной методики нам предстоит работать с детьми для того, чтобы правильно выявить эстетические представления об образах мужчины и женщины. Таким образом, результат по выявлению эстетических представлений об образах мужчины и женщины у детей низкий, у большинства детей допущены ошибки в выявлении эстетических представлений об образах мужчины и женщины. По 3-й методике «Что в образе тебе моем?» : Из 20 опрошенных детей у 5 (50%) - детей выявлен низкий уровень знаний об образе мужчины и женщины. У детей наблюдается неопределённые представления об особенностях поведения, внешних отличительных признаках мальчиков и девочек. Представления среднего уровня выявлены у 10 - детей. Эти дети знают, что нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; имеют знания о том, как ведут себя мальчики и девочки и называют некоторые их отличительные признаки (одежда, некоторые качества, особенности поведения); называют некоторые функции мужчины и женщины в семье. У 5 - (50%) детей выявлен высокий уровень сформированности полового образа, о чем свидетельствуют их знания и понимание необратимости своего и противоположного пола; они испытывают эмоционально положительное отношение к себе; знают многое о гендерных функциях мужчины и женщины в семье; имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их гендерного поведения, а также представления о социальном статусе мужчины и женщины. По результатам эксперимента можно констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста слабо развито полоролевое воспитание.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод:
- показатель полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе низкий, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по полоролевому воспитанию.
- ознакомить детей с пространственно - предметной развивающей средой.
- разработать программы полоролевого воспитания дошкольников.
После констатирующего этапа проведен формирующий этап эксперимента. На занятиях участвовало 10 воспитанников группы «Тиинчээн». С целью обогащения игр специально организованными видами деятельности выступили: этические беседы, проблемные и жизненно значимые ситуации. Беседы осуществляются отдельно с мальчиками, отдельно с девочками, а также совместно с мальчиками и девочками («Мальчики -будущие мужчины», «Мальчики - защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики - юные мастера», «Девочки -будущие женщины», «Девочки - маленькие охранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы» и т. д. А также символические игры (Раисы Михайловны Чумичевой, «Мой любимый герой», «Предмет - мужчина, предмет - женщина», «Кто живет в твоем сердце», .«Настроение». Дидактические игры, «Настроение», «Мама», «Кем я буду и каким?».Сюжетно - ролевые игры, игры драматизации «Спящая красавица»,«Сказка наоборот», схемы - действия (отражают культурные эталоны поведения) и организации педагогического условия для развития детской игры.
Контрольный эксперимент проводился по тем же трем методикам. Итоги проверки уровня по методике 1, показали: высокий уровень в экспериментальной группе составил – 6 детей, средний уровень – 3-е, низкий уровень – 1ребенок, а в контрольной группе высокий уровень получили 3 детей, средний уровень – 5, низкий уровень – 2-е. Дети правильно выстраивали социально - генеалогическую цепочку, комментировали свои действия, устанавливали зависимости; связывали свое будущее с дальней целью (образом женщины и мужчины). Существенно увеличились представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения. Мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста увеличился в экспериментальной группе на 60%, низкий уменшилось на 60%, а в контрольной группе произошли незначительные изменения.
По итогам показателей уровня в экспериментальной группе по методике 2 «Рисунок женщины (мужчины)» видно, что из детей экспериментальной группы, имеющие высокий уровень развития составили 60% шесть детей, средний уровень - 40%- 4 ребенка, низкий уровень - 0; в контрольной группе - высокий уровень -30% 3 детей, средний - 60% 6 детей, низкий - 10% -1ребенок. Таким образом, можно сделать вывод, что высокий процент в экспериментальной группе увеличился на 50%. Это значит, что дети достаточно стали понимать содержания заданий. Дети стали более внимательными. По методике 3 «Что в образе тебе моем» повысился на 30%. Это значит, дети стали владеть представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции, дифференциация функциональных особенностей мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения). Сравнительный анализ наблюдений за игровой деятельностью мальчиков девочек показал, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности. Наблюдение показало, что мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола. Мальчики перестали отрицательно реагировать на игрушки, различные атрибуты которые девочки использовали в своих играх. Сюжеты игр стали более развернутыми и разнообразными. Дети исполняли роли согласно своей половой принадлежности. Вывод: по итогам контрольного этапа мы узнали, что у детей экспериментальной группы появились постоянные и устойчивые интересы к познанию ценностей полоролевой, семейно - бытовой и нравственно - эстетической культуры воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети стали любознательными, более активными.
Таким образом, в результате экспериментального исследования гипотеза подтвердилась, что игра может быть эффективным средством полоролевого воспитания.
По результатам проведенного исследования выносятся следующие рекомендации для воспитателей :
- разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей развития девочек и мальчиков;
- определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков;
- формировать у дошкольников представления о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно - ценных;
- стимулировать толерантное, уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола;
- создать условие для овладения детьми полоролевым опытом, способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия;
- организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;
- осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.