Татьяна Семина
Технология «Поиграем с куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла на протяжении многих веков занимала и продолжает занимать одно из значимых мест среди игрушек у всех детей планеты.
Став взрослым, мы по-прежнему трогательно относимся к кукле, но теперь понимаем ее неоценимое значение в развитии каждого ребенка вне зависимости от мест и времени рождения. Игра с куклой помогает сформировать такие нужные качества, как любовь, доброта, нежность, заботливость. Дает возможность действовать и взаимодействовать, разговаривать, устанавливать эмоциональный контакт, познавать себя и окружающий мир.
Публикация «Технология „Поиграем с куклой“» размещена в разделах
Кукла является не только игрушкой для ребенка, но и педагогическим средством для взрослого, работающего с детьми.
Система реализуется с помощью технологии «Поиграем с куклой», разработанной В. Н. Лукьяненко, используя методические пособия «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой».
В качестве средства мотивации во всех видах деятельности предлагается использовать дидактическую куклу.
Говоря о раннем возрасте, в первую очередь следует отметить, что ребенок развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира, поэтому содержание игры также определяется окружением. Создание игровой образовательной ситуации с использованием куклы и грамотное руководство ею позволяет осуществлять обучение ребенка в различных образовательных областях. Прежде всего, это простейшие действия самообслуживания. Образовательная технология «Поиграем с куклой» помогает педагогам и родителям научить ребенка самостоятельно, в правильной последовательности, аккуратно: одеваться и раздеваться, складывать одежду, мыть и вытирать руки, застегивать застежки, есть с помощью ложки, выбирать игры и занятия.
Игровая ситуация с куклой окажет необходимое воспитательное воздействие и поможет приобретению опыта, жизненных навыков и их самостоятельному применению ребенком в различных бытовых ситуациях.
Реализовать технологию «Поиграем с куклой» помогают тематические блоки, заключенные в их структурной и организационной гибкости, что позволяет легко интегрировать различные виды деятельности.
В предлагаемой технологии «Поиграем с куклой» игровое взаимодействие осуществляется по спирали, она включает 3 этапа:
• Первый этап «Мы вместе» (совместное действие «взрослый – ребенок»)
• Второй этап «Попробуй сам» (совместно-разделенное действие).
• Третий этап «Научи куклу» (самостоятельное действие).
Тематика игровых образовательных ситуаций связанна с образом куклы и подсказывает взрослым те действия, которые они будут выполнять совместно с детьми.
На первом этапе мы знакомим детей с куклами :
• Игровая ситуация: «Знакомство с куклой-девочкой и куклой-мальчиком»
• Игровая ситуация: «Оденем куклу на прогулку»
• Игровая ситуация: «Где живёт кукла?»
На втором этапе мы побуждаем детей к самостоятельным действиям с частичной помощью взрослого:
• Игровая ситуация: «Поможем кукле найти свою одежду»
• Игровая ситуация: «Кукла-чистюля; «Водичка, водичка помой кукле ручки и личико!»
• Игровая ситуация: «Кукла-почемучка», «Кукла играет, лепит, рисует», «Кукла танцует, любит музыку», «Кукла заболела»
• Игровая ситуация: «День рождения куклы». «Кукла угощает Мишку чаем».
• Игровая ситуация: «Кукла едет на машине» и др.
На третьем этапе мы стимулируем детей самостоятельно применять полученный игровой опыт в новых игровых ситуациях с учётом личных предпочтений каждого ребёнка, его уровня развития.
Планирование каждой игровой образовательной ситуации на неделю предусматривает повторение одного и того же содержания с постепенным усложнением для его закрепления и использования в самостоятельной деятельности каждым ребенком. Кроме того, в каждом процессе звучит комментирующая речь взрослого, в результате чего у ребенка развивается понимание речи и активизируется самостоятельная речь.
Индивидуализации обучения и успеху каждого ребенка способствует следующее:
• Пристальное внимание к каждому воспитаннику;
• Стимулирование речевого общения;
• Обращения к ребенку и кукле по именам;
• Поощрение самостоятельного проявления ребенка путем побуждения его к определенным предметным действиям.
Например:
• «Ваня, кукла Катя хочет тебе помочь»
• «Посмотри, Наташа, какие игрушки живут в нашей группе вместе с куклой Катей» и др.
Погружаясь от ситуации к ситуации в мир действий с дидактическими куклами, дети испытывают радость от встречи с ними, от полученных впечатлений в различных предметных областях, испытывают потребность в общении. Они свободно ориентируются в предметно-пространственной среде, самостоятельно действуют с куклами и предметами, делятся игрушками во время совместных игр. Постепенно обретая самостоятельность, дети демонстрируют свои успехи в различных игровых и жизненных ситуациях.