Лидия Ванюкова
Технология общения родителей с детьми с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы является разработка и внедрение технологий социально работы с семьями детей с ОВ.
Одной из форм технологии социальной работы с семьями детей, имеющих отклонения в умственном развитии является общение родителей с детьми. данный материал получил положительную оценку у родителей моей группы. Форма общения родителей с детьми внедрена и применяется в семьях имеющих детей с ОВ.
Публикация «Технология общения родителей с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Основной целью общения – является создание условий в доме для успешного усвоения ребенком чувственного и социального опыта на основе общения с предметами быта, игрушками, людьми. Особое место здесь должно отводиться речевому развитию ребенка.
Основные задачи
- создание чувственной базы для развития неречевых и речевых средств коммуникации;
- формирование первичных представлений об окружающем, накопление словаря, отражающего эмоциональный, предметный и социальный опыт ребенка;
- формирование практических навыков использования неречевых и речевых средств в различных коммуникативных ситуациях.
Я хочу отметить тот факт, что ребенок по подражанию усваивает способы проявления чувств и закрепляет их в различных ситуациях. Кроме того, ребенок учится ориентироваться в ощущениях и дифференцировать их, опредмечивать ощущения (соотносить их с предметными и социальными стимулами, оценивать их и выражать свое отношение к ним, используя различные средства коммуникации. В качестве доступных способов выражения предпочтений, желаний советую использовать различные виды экспрессивно-телесных движений выражающих удовольствие/неудовольствие, эмоциональные состояния удивления, радости, огорчения. Это и мимические движения и позы (нахмурить – поднять брови, зажмурить – широко открыть глаза, оскалить зубы – вытянуть губы хоботком и пр., и позы тела, и жесты. Так, в играх, направленных на развитие и различение ощущений, вы сможете формировать произвольные, поддающиеся контролю, эмоциональные и пантомимические средства коммуникации. Различные эмоциональные состояния могут быть также выражены с помощью эмоционально заряженных восклицаний, звукоподражаний, слов. Отражение эмоционального состояния в речи накладывает определенные требования к ее организации и соотносится с задачей понимания обращенной к ребенку речи. Обращенная к ребенку речь должна быть выразительной (эмоциональной, богато интонированной). Любая ваша инструкция, вопрос, комментарий должны начинаться с обращения к ребенку по имени (от него требуйте того же, установления зрительного контакта (глаза в глаза) для привлечения и удержания его внимания. Обращения должны быть краткими, содержать небольшое количество слов или состоять из ритмически повторяющихся восклицаний, звукоподражаний. Например: «Костя, дай мячик», «Ваня, подойди ко мне» и т. п. Темп обращения должен быть размеренным, с выделением пауз для ожидаемой реакции ребенка, необходимым количеством повторений. Речевое обращение необходимо сочетать с невербальными стимулами (жестом, пантомимикой, показом действия). Таким образом, организуя упражнения и игры, направленные на активизацию ощущений, вы обучаете ребенка принимать и понимать информацию из внешнего мира и «отвечать» на нее доступными средствами, т. е. формируете ту «обратную связь», которая обеспечит ваше взаимопонимание с ребенком в любом взаимодействии.
Формирование первичных представлений об окружающем – это основа для накопления словаря, отражающего эмоциональный, предметный и социальный опыт ребенка. Накопление пассивного словаря обеспечивается способностью ребенка понимать обращенную к нему речь. Понимание речи определяется уровнем развития слухового восприятия и памяти, соотнесением предметных образов окружающего мира со словом. Привлекая внимание ребенка к звукам окружающего мира (бытовым шумам, звукам природы, музыкальным и речевым звукам, вы организуете его слуховое восприятие: учите различать контрастные звуки и соотносить одинаковые по звучанию, определять направления звучания. Формируя способность ребенка запоминать и воспроизводить последовательность звучания нескольких звуков, вы обеспечиваете развитие его слуховой памяти.
Создавая коммуникативные ситуации на прогулке, в предметной деятельности, игре, рисовании, за обедом и пр., формируйте определенный алгоритм действий, составляющий их содержание (выделяйте цель, выполнение цепочки действий и результат). Учите ребенка выбирать и использовать из доступного ему коммуникативного арсенала те речевые средства, которые соответствуют коммуникативной цели (например, выразить просьбу, желание, недовольство или удовлетворение за обедом).
Комментируйте выполнение различных операций, действий, составляющих содержание коммуникативной ситуации. Будьте эмоциональными, когда вы делитесь впечатлениями прошедшего дня, радуетесь теплой солнечной погоде, огорчаетесь, когда ребенок плохо ест. Обучайте ребенка комментировать собственные или чужие действия (например, ваши) с помощью сопряженной или сопряженно-отраженной речи (проговаривая вместе с ребенком или по очереди). Прием комментирования в данном случае обеспечивает развитие словесной регуляции действий: умения сопровождать действия речью, давать простейший речевой отчет о выполненном движении, действии. Благодаря этому приему усваиваются связи между предметами и явлениями, и как следствие, формируются устойчивые речевые представления; развиваются контролирующая функция речи (т. е. навык самоконтроля).
Приемы планирования, комментирования в коммуникативных ситуациях способствуют развитию деятельности, т. е. сознательному освоению предлагаемого способа действия, возможности самоанализа и самооценки своих действий. Например, «смотри, ложка упала, каша размазалась по полу, в рот тебе не попала. Что же ты будешь кушать? Ведь нашим ручкам нужна сила, нашим пальчикам нужна сила, чтобы ложечку держать.»
Игры в повседневной жизнь – это:
• форма обогащающая опыта ребенка;
• способ развития интереса к обычной жизни;
• возможность делать тоже самое, что и взрослый;
• развитие ориентации в быту, жизни;
• основа развития речи и коммуникации.
Учите ребенка подбирать подходящие по смыслу слова!
Старайтесь делать так, чтобы то, что делает ребенок, он проговаривал, назвал.
На прогулке используйте любую ситуацию.
Включайте воображение и «рисуйте» словами: «Этот маленький цветочек рос одиноко. Ему было так грустно, потому что рядом не было ни птичек, ни бабочек…. Ты видишь, где здесь птички? Покажи. Где здесь бабочки? Покажи. А теперь ты его сорвала, и он будет жить, расти вместе с тобой… Понюхай, как он пахнет. Это он так разговаривает с тобой….»
Всегда добавляйте новые слова к тому, что уже сказал ребенок. А если он молчит и просто манипулирует камушком, песком… - опять таки, включайте фантазию и побуждайте ребенка реагировать на ваши слова: «Это большой камушек – (маленький; он мягкий – нет, твердый и т. д.) Идите от обратного.
В повседневной жизни любую ситуацию превращайте в открытие для ребенка, поясняя, комментируя, разговаривая с нами!
В процессе кормления зачастую у наших детей бывает целый ряд проблем, связанных и с самим актом приема пищи (пережевывание, глотание…; удерживание ложки в руке, поднесение ложки ко рту, отторжение пищи и т. д., что превращает процесс кормления для родителей в муку, для детей тоже. Я расскажу вам о некоторых приемах, которые может быть, кому-то и подойдут. Они все разные, но суть их одна: отвлечь внимание ребенка от неприятных моментов, переключив его внимание, восприятие, мышление на другое.
Например, - вы сидите напротив ребенка, побуждая его самостоятельно есть ложкой. В качестве стимула можно использовать: пальцы на вашей руке. Сжали руку в кулак; поставили локоть на стол; проглотил ложку – вы один пальчик открываете; вторую – второй пальчик и так до 10, а потом закрываете. Это активизирует деятельность ребенка и учит его считать.
Вы ставите на стол блюдце с фасолью и пустою пластиковую бутылку. Как ребенок проглотил ложку, так вы бросаете фасолинку в бутылку и т. д. Звук упавшей фасоли, сам процесс бросания, перекатывание фасоли по дну пустой бутылки – всё это отвлекает от «грустных» мыслей.
Или положите на стол в ряд 15 разноцветных прищепок; предложите ребенку начать кушать; вы же прищепляете к краю коробочки (миски, тарелки (одноразовые) тот цвет прищепки, которой назовет или покажет ребенок. Одновременно вы осваиваете алгоритм действий в процессе приема пищи, а именно учитесь различать цвета; считать. Я не говорю о том, что о каждой «съеденной» фасолине, или прищепке вы можете сочинить целую историю.
Когда вы комментируете происходящее:
• Ребенку легче понять и запомнить слова;
• Процесс узнавания новых слов становится интересным.
Одевая и раздевая ребенка не забывайте повторять название одежды и действий, используя различные ситуации
Повторяйте, повторяйте.
Сначала ты снимаешь рубашку, давай мы вместе это сделаем…
теперь снимай носки (гольфы, колготки.);
Запомните! Многократное повторение названий одежды, обуви; действий, осуществляемых вами – готовит ребенка к воспроизведению этих слов, их запоминанию и правильному употреблению в речи.
Играя с игрушками, старайтесь подключить различные действия (поехала, перевернулась, подъехала, упала, остановились, сломалась и т. п.) включая в свою речь различные глаголы. Именно глагольная лексика медленно осваивается ребенком.
Говорите о будущем.
Когда вы создаете какую-то ситуацию:
Вы можете показать действия и их озвучить
Помочь ребенку поменять смысл глаголов
Дать ему возможность увидеть разные варианты услышать об этом.
Великолепным помощником в создании коммуникативных ситуаций является книга. Научите ребенка общаться с книгой, и она станет для него не только предметом развлечений и источником знаний, но и другом. Каждому возрасту ребенка – своя книга. Вначале, когда ваш ребенок пробует книги на вкус и запах, они должны быть из ткани и картона. Учите листать книгу: переворачивать страницы и радоваться каждой новой картинке. Когда ребенок начнет задерживать свое внимание на картинках, предложите ему книги с картинками, которые он может ощупывать, нюхать слушать. Это книжки с сюрпризами: с окошком, выпуклыми картинками, крутящимися колесами, звучащими персонажами и т. п. С помощью этих сюрпризов можно длительное время удерживать внимание малыша на каждой страничке, развивая его ощущения и восприятие, взаимодействовать с ним, нажимая вместе или по очереди на выпуклые звучащие изображения и комментируя свои действия.
Чаще покупайте книги, отведите им определенное место. И если вы сумели заинтересовать ребенка книгой, то очень скоро ваш малыш научится самостоятельно находить свою любимую книжку и приносить её Вам.
Общение с книгой.
ВЫ можете читать, рассматривать, листать книгу – везде. Только всегда наблюдайте за выражением лица ребенка, чтобы отслеживать его интерес, внимание и понимание…
Книга с сюрпризом. Это книга с окошком, выпуклыми картинками, крутящимися колесами и т. п.
Книги – «сюрприз» - это интересный вариант общения с книгой. Покупайте их столько, сколько позволяет Вам бюджет. Именно в процессе общения с этими книгами ребенок приучает концентрировать внимание (он ищет окошечко и что в нем); развиваются тактильные ощущения и т. п.
Придумывайте истории, опираясь на то, что увидел ребенок в книге: «Этот бедный цыпленочек потерял свою маму – курицу…»
Лучшей книгой для ребенка – будет книга, сделанная его руками.
Делайте свои собственные книжки… С картинками, которые любит ребенок: собаками, машинами, птичками, людьми… используйте вырезки из газет и журналов; фотографии и пр.
Фотоальбом – это особый способ в развитии и коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями. Именно с фотоальбома начинайте свое общение с книгой. Ребенок очень любит смотреть на свои фотографии; он готов слушать рассказы о себе многократно. Он будет предлагать Вам этот фотоальбом, чтобы Вы вновь и вновь рассказывали истории о нем. Делайте это! Более подробно об этой методике будет сказано в следующем разделе.
Старайтесь обращать внимание ребенка на те действия, о которых говорится в книжках, и что которые составляют основы наших повседневных действий: «чистить зубы», «одеваться», «умываться», «кушать», «гулять», «играть», «звонить по телефону», «убираться» и т. п.
Используйте эти слова в повседневной жизни.
Позволяйте ребенку самому «читать» (показывать, рассказывать) Вам книжки.
Фантазируйте, обыгрывайте текст вместе с ребенком, развивая у него воображение…
Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
Придумывайте варианты для общения
Совместное чтение дает вам уникальную возможность смотреть и говорить; видеть и придумывать…
Альтернативные коммуникации.
Учитывая тот факт, что многие дети с ограниченными возможностями здоровья являются «безречевыми», здесь представлены варианты альтернативной (невербальной) коммуникации. В альтернативной (невербальной) коммуникации используются различные знаковые системы: визуальная и жестовая. В визуальных технологиях используются системы знаков, которые легко запомнить и нарисовать (например, пиктограммы Р. Лёба, либо системы символов, в качестве которых используются реальные предметы (так называемая, символическая коммуникация, реалистические цветные изображения или фотографии (коммуникационные доски). Жестовые технологии содержат систему ручных знаков, которые могут использоваться в качестве самостоятельной формы коммуникации (так называемый, язык жестов, либо прилагаться в качестве приема, сопровождающего и поддерживающего речь. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, направленного на выражение своей потребности и возможности ответить на вопрос. В качестве «альтернативных» коммуникаций рассматриваются различные формы имитационно-изобразительной деятельности - жестовая речь и драматизация, рисунок.
Разработка и использование этих систем осуществляется в индивидуальных вариантах и комбинациях. Каждый из вас может разработать такую систему картинок, символов, жестов, которая будет успешно использоваться в соответствии с потребностями и личными нуждами вашего ребенка. Использование невербальных стимулов (жестов, картинок и др.) должно сочетаться с вашей речью (коротким обращением, комментарием, инструкцией и др.).
В период дошкольного детства трудно прогнозировать динамику вербального (речевого) развития «безречевого» ребенка. На этапе освоения средств альтернативной коммуникации происходит временное снижение речевой активности, которое преодолевается в процессе использования различных знаковых систем. Создаются условия, побуждающие ребенка к использованию усвоенных знаков и символов в сочетании с доступными вокальными и речевыми средствами (вокализациями, звукоподражаниями, лепетными словами, использованию адекватных средств коммуникации в ситуации выбора (для выражения своих желаний, предпочтений, выбора деятельности, порядка действий). В качестве средств коммуникации могут выступать символы: реальные объемные или плоскостные предметы их детали, картинки, поделки, фотографии, рисунки.
«Коммуникационные доски» - это любая доска или кусок плотного картона, на котором ребенок с помощью фотографий, пиктограмм, рисунков может оформить свою просьбу или составить режим дня.
Содержание доски меняется по мере его усвоения ребенком. Определенным этапом в работе с доской является включение карточек со словами, соответствующими изображению. Вводятся элементы обучения глобальному чтению.
Использование различных форм альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка, развивать его возможности, создавать ощущение психологической комфортности и безопасности.