Ольга Марьина
Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
2. Содержание логопедической работы
2.1. Система работы учителя-логопеда
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью начинается первого сентября, длится девять месяцев (по 30 июня) и условно делится на три периода:
Сентябрь – адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение речевых карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении со взрослыми и сверстниками, индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие.
Публикация «Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, Часть 2» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Октябрь, ноябрь, декабрь, январь – 1 этап работы (в январе подводятся итоги работы за первый период, проводится диагностика речевого развития детей)
• Февраль, март, апрель, май – 2 этап работы (в мае подводятся итоги работы за год)
• Июнь – совместная деятельность с детьми по закреплению сформированных речевых навыков (игры и игровые упражнения).
Логопедическая работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами. В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических, интеллектуальных и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 2 до 4. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» :
• от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием.
2.2 Направления и программное содержание логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта
Направления логопедической работы
Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для его развития являются: коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность органов артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.
Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех дошкольников различный. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание положительной динамики придают этой работе первоочередное значение.
В группу поступили умственно отсталые дошкольники, которые имеют системное нарушение речи различной степени:
1) Безречевые дети. В общении ребенок пользуется отдельными звукоподрожаниями и интонированными криками;
2) Дети, имеющие определенный словарный запас. В общении ребенок пользуется отдельными словами и усеченной или однословной фразой;
3) Дети, имеющие фразовую речь. В общении ребенок пользуется фразой, в большинстве случаев двусоставной, с фонетическими и грамматическими искажениями.
Из этого следует, что коррекционно-логопедическая работа определяется образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастными и индивидуально – типологическими особенностями развития детей.
У детей (безречевых) основное значение придается стимулированию речевой активности. Логопед должен сформировать мотивационный компонент речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач.
Детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.
Формирование импрессивной речи направлено на пополнение речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей сенсомоторные функции, формировать механизмы речевой деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.
Логопедическая работа с детьми, имеющими, определенный словарный запас, направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.
В ходе логопедической работы должны совершенствоваться импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговая структура слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения.
У детей владеющих фразовой речью, в процессе работы над активной речью большое внимание уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.
Дети должны овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. У детей вырабатывается умение использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, а также грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Совершенствуется формирование анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются первоначальные навыки чтения и печатание некоторых букв, слогов, слов.
Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Задача логопеда – стимулировать, поддерживать, поощрять, направлять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова.
Одним из основных направлений логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта является развитие коммуникативной функции речи в процессе расширения возможностей участие детей в диалоге, формирование монологической речи.
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ГКП с ОВЗ
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальной недостаточностью планируется с учётом результатов логопедического обследования.
С учетом вышесказанного, работа по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью проводится как подгрупповых так и индивидуальных логопедических занятиях.
Для проведения логопедических занятий группа делится на две, три подгруппы. В подгруппу подбираются дети с примерно одинаковым уровнем интеллектуального (а не речевого) развития. Такое деление обусловлено тем, что при одном и том же содержании методы обучения в подгруппах будут различными.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, интеллектуальных, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 2 до 4.
Индивидуальные (логопедические) занятия с каждым ребенком проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию.
Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т. к. основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей :
• развитие понимания речи;
• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
• развитие произносительной стороны;
• развитие самостоятельной фразовой речи.
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Этап
Задачи коррекционно-логопедической работы
1.
Расширение понимания речи.
Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина- «би-би»; мишка – «ми»).
Стимуляция подражания «сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?»
Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции.
Соотносить предметы с их словесными обозначениями.
Стимулировать формирование первых слов.
Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слога слитно.
Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения.
Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо».
2.
Расширять понимание обращенной речи.
Формировать двусловные предложения.
Осуществлять постановку звуков.
3.
Совершенствовать фразовую речь.
Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов
Продолжать работу по словоизменению и словообразованию.
Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).
Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
Содержание логопедической работы с детьми в ГКП с ОВЗ
Содержание работы
сроки
Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ обучения Первые две недели
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук В течение года
Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией,
«Покажи картинку: чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» хлеб? чем ты ешь суп?» В течение года
Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной и подгрупповой работе
В течение 2 раза в неделю.
Работа по формированию смысловой стороны слов:
1)"Что значит слово. (посуда, пылесос, холодильник и т. д)
2) Формирование умения применять слово в смысловом контексте " Закончи предложение: Помогай дома (маме)" и т. п.
В течение года
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:
1)Звукоподражания («Кто как кричит?», лепетные слова
2) Предметный словарь по темам: ИГРУШКИ, ОВОЩИ
---
ФРУКТЫ,
ЯГОДЫ, ГРИБЫ,
ОСЕНЬ, ОСЕНИЙ ЛЕС,
ОДЕЖДА.
---
ОБУВЬ.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ,
ЧАСТИ ТЕЛА, ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
---
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
НОВЫЙ ГОД.
---
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ.
,
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
ПОСУДА,
МЕБЕЛЬ,
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА,
---
МАМИН ПРАЗДНИК. СЕМЬЯ.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА.
ВЕСНА, ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ, ПТИЦЫ ВЕСНОЙ,
ДЕРЕВЬЯ.
---
ТРАНСПОРТ.
УЛИЦА,ДОМ, ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ИНСТРУМЕНТЫ, ПРОФЕССИИ.
ПРОДУКТЫ.
---
ПРАЗДНИКИ.
ЦВЕТЫ.
НАСЕКОМЫЕ.
РЫБЫ.
ЛЕТО.
---
3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый)
4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит.);
"Кто что делает?" Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спит.
В течение года
Сентябрь-октябрь
Сентябрь
---
Октябрь
---
Ноябрь
---
Декабрь
---
Январь
Февраль
---
Март
---
Апрель
---
Май
В течение года
В течение года
В соответствии с изучаемыми темами
5) Словарь наречий:
"Делает как?"
Конь бежит (как). (быстро)
"Собака лает (как)". (громко).
Формирование лексико-грамматических средств языка:
1) Единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы)»
2) «Назови ласково» (брат – братик-братец, мама-мамочка-мамуля, зайка-заинька-зайчишка)
3) Винительный, дательный, родительный и творительный падежи существительных
4) Приставочные глаголы:
Бежать, подбежать, выбежать; писать, подписать, переписать; шел, вошел, пришел, ушел и т. д.
5) «Кто что делает?» (одушевленные и неодушевленные предметы)
Собака – лает, кусает, охраняет, сторожит, служит…
Самолет – летит, гудит, взлетает, приземляется…
6) Предлоги:
В, на, под, за, к, от, над, перед, между (повторение)
Около, из, из-за, под, из-под
7)Слова-антонимы (большой —маленький, грязный — чистый);
Слон большой, а муха маленькая.
8) Согласование числительных с существительными В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Работа над слоговой структурой слов:
Двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба.);
Трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко.);
Односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук.);
Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток.);
Двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка, мишка, кошка.)
аквариум, квартира, мотоцикл и т. д.
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В зависимости от речевых нарушений - индивидуально
Развитие навыков связной речи:
1) Работа над предложением
Составление предложений по демонстрируемым действиям
2) Составление рассказа по данному образцу
3) Составление рассказа описания по опорным вопросам и картинке; по предмету и игрушке
4) Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки
5) Пересказ короткой сказки по ролям
6) Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда
7) Рассматривание сюжетной картины, и составление рассказа с помощью вопросов
8) Составление рассказа по данному началу
Развитие интонационной выразительности речи в песенках, потешках, играх, инсценировках, в самостоятельной речи
В течение года
Подготовка к обучению грамоте
В течение года
Формы сотрудничества с семьями воспитанников
Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с нарушением интеллекта возможна только при активной, скоординированной работе учителя логопеда с родителями воспитанников, установление взаимопонимания, доброжелательной, психологически комфортной атмосферы и создание условий для эффективного сотрудничества.
Основные формы взаимодействия с семьей
• Знакомство с семьей, анкетирование.
• Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
• Организация и проведение круглых столов, мастер-классов для родителей воспитанников.