Ирина Просёлкова
Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Формирование сенсорного эталона цвета в сенсорном развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Публикация «Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому.
Все воспринимаемые глазом цвета подразделяют на две группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, т. е. по цветовому тону, к ахроматическим - белый, черный, и оттенки серого.
Цвет обладает следующими характеристиками:
Цветовой тон - это специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности.
Светлота - это степень отличия какого-либо цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый.
От светлоты предметов следует отличать яркость. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения.
Светлота - цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Насыщенность - это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.
Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.
Этапы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
1 этап
Отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные ( по принципу: одинаковые - неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой - не такой, одинаковый - разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.
2 этап
Обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов - цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
3 этап
Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом - эталоном, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы: в его сознании.
4 этап Изменяется словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед, ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции — «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.
5 этап Главной задачей этого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов, В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, «ер-вый звук, задать наводящий вопрос: «А как я назвала цвет этой игрушки?» Можно напомнить ребенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета» что и шарик? А какого цвета трава?
6 этап
Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
7 этап
Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.)
Художники привыкли считать основными три цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получить путем смешивания наибольшее количество цветов. Но все-таки основными, главными цветами считаются четыре : красный, желтый, синий и зеленый. Основанием служит тот факт, что названные цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят вглубь времен. Все остальные называются или составными словами (желто-зеленый, или словами, происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (фисташковый, лимонный и т. д.).
К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).
Для педагога цвет является одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.
Дошкольников учат группировать предметы, различающие по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.
Выбор предпочтительного (любимого) цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой, фиолетовый, белый, розовый, пурпурный, красный, зеленый, оранжевый, коричневый, черный.