Приложение МААМ

Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста

Ульяна Кежаева
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы личностно-ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

В авторской концепции личностно-ориентированного взаимодействия определены основные цели современной системы образования, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, как индивидуальности в образовательном процессе.

Таким образом, «личностно-ориентированное образование - есть системное построение взаимосвязи воспитания, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».

Публикация «Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В традиционных педагогических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в технологии личностно-ориентированного взаимодействия – понимание и взаимопонимание.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного взаимодействия И. С. Якиманская считает необходимым различать следующие понятия:

Разно-уровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

В реализации этого подхода

во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения;

во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле;

в-третьих, нужен специально подготовленный педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Технология личностно-ориентированного взаимодействия - это такая воспитательно-образовательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно-образовательного процесса.

Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Аналогичные исследования в области технологии личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования проводили и такие ученые, как Г. Г. Кравцова, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянова.

Все исследователи подчеркивали необходимость индивидуального подхода к образованию детей, значение единой образовательной стратегии как основного условия успешной работы с детьми.

А актуальность использования данной технологии видели через обозначенные цели образовательного процесса:

• целостное развитие личности ребёнка;

• раскрытие его индивидуального мира;

• раскрытие его способностей и склонностей;

• накопления ребенком опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Всякое педагогическое взаимодействие, по своей сути, - есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.

Опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми с ТМНР, я с уверенностью могу сказать, что основой для накопления положительного опыта в процессе образовательно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста:

эмоционально комфортный климат в группе;

содержательное и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

На мой взгляд, именно личностно-ориентированная модель взаимодействия ставит во главу угла развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей детей данного возраста.

Целью данной технологии является выявление личностных особенностей и дальнейшее формирования и развития жизненных умений и навыков каждого ребёнка.

Цель, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:

обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру);

обеспечить чувство радости существования (психологическое здоровье);

обеспечить чувство формирования начал личности (базис личностной культуры);

обеспечить развитие индивидуальности ребенка;

опираясь на индивидуальные психофизические особенности ребенка, обеспечить усвоение знаний, умений и навыков (как средство полноценного развития личности).

Для реализации решения выше поставленных задач я выбираю следующие способы общения, основанные на способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции:

понимание;

признание;

принятие личности ребенка.

И тактику сотрудничества - т. е. такую позицию, которая исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития (с определением зоны ближайшего развития).

Как педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия я выполняю следующие функции:

Функцию собеседника (функция эмоциональной поддержки, готовый поддержать беседой, обсуждением, помощью).

Функцию исследователя (исследовательская функция, которая выражается в трех аспектах:

умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

использование педагогом в процессе обучения психолого-диагностических методов и процедур для получения информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста, чтобы иметь возможность корректировать и направлять процесс развития ребенка в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

Функцию фасилитатора (педагога, способствующего ребенку в усвоении и освоении нового).Выполняя эту функцию, педагог строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

Функцию эксперта (экспертная, консультативная функция). Иными словами: педагога, обладающего глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями.

В своей работе я:

стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к настроению ребенка, его желаниям, достижениям, неудачам;

слушаю (используя вербальные и не вербальные средства общения) детей внимательно и уважительно;

подбадриваю и успокаиваю, если ребенок расстроился;

выбираю позицию "На уровне глаз", беседуя с ребенком;

ласково и с улыбкой общаюсь с ребенком;

в течение дня стараюсь общаться с каждым ребёнком;

предоставляю ребенку самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре:

поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности;

стараюсь создавать условия для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками;

после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится;

стараюсь организовывать занятия в игровой и интересной форме.

При построении воспитательно-образовательного процесса на основе технологий личностно-ориентированного взаимодействия я использую разнообразные нетрадиционные виды занятий и формы образовательной деятельности:

игры-упражнения с элементами театр-терапии,

игры по взаимообучению (педагог стимулирует ребенка показать, как необходимо сделать,

игры-сомнения (исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает,

игры-путешествия,

сказки,

диалоги-рассказы (ведущую роль берет на себя педагог).

погружение в ситуацию и другое.

В любое учебное занятие, как обязательный его компонент, я обязательно включаю заранее спланированные игровые моменты, позволяющие поддержать интерес ребёнка к разным видам деятельности.

А смысл педагогического взаимодействия определяю, как раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе этого взаимодействия обеспечивающееся построением индивидуальной системы образования, подбор таких методов и приемов, которые будут действенными именно для этого, конкретного, ребенка и в дальнейшем поспособствуют его социализации и интеграции в общество.

Для достижения цели технологии личностно-ориентированного взаимодействия я всегда соблюдаю следующие правила:

общаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, приобнимаю;

стремлюсь установить доверительные отношения, проявляя внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам ребенка;

поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая индивидуальные особенности ребенка (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в поддержке;

слушаю (чаще это невербальное общение) ребенка внимательно и уважением;

вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы;

в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Таким образом, принципиально важной стороной в технологии личностно-ориентированного взаимодействия является как позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, так и отношение к ребенку со стороны педагога.

Педагог в общении с ребенком придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе»

Каждый педагог вносит в развитие технологии личностно-ориентированного взаимодействия что-то свое, индивидуальное.

Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания технологии, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.

Поэтому можно считать, что каждая конкретная технология считается авторской.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проект взаимодействия «Палитра времен года» для старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ взаимодействия МБДОУ ДС №38 г. Кузнецка и МБОУ ДО «ДХШ» «Палитра времен года» 2016 г-2017г Раздел 1. Информационная карта проекта.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2020 в 15:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Кежаева (УИ 280294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД