Ульяна Кежаева
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы личностно-ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
В авторской концепции личностно-ориентированного взаимодействия определены основные цели современной системы образования, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, как индивидуальности в образовательном процессе.
Таким образом, «личностно-ориентированное образование - есть системное построение взаимосвязи воспитания, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».
Публикация «Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В традиционных педагогических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в технологии личностно-ориентированного взаимодействия – понимание и взаимопонимание.
Для выстраивания модели личностно-ориентированного взаимодействия И. С. Якиманская считает необходимым различать следующие понятия:
Разно-уровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
В реализации этого подхода
во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения;
во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле;
в-третьих, нужен специально подготовленный педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Технология личностно-ориентированного взаимодействия - это такая воспитательно-образовательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно-образовательного процесса.
Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Аналогичные исследования в области технологии личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования проводили и такие ученые, как Г. Г. Кравцова, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянова.
Все исследователи подчеркивали необходимость индивидуального подхода к образованию детей, значение единой образовательной стратегии как основного условия успешной работы с детьми.
А актуальность использования данной технологии видели через обозначенные цели образовательного процесса:
• целостное развитие личности ребёнка;
• раскрытие его индивидуального мира;
• раскрытие его способностей и склонностей;
• накопления ребенком опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
Всякое педагогическое взаимодействие, по своей сути, - есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми с ТМНР, я с уверенностью могу сказать, что основой для накопления положительного опыта в процессе образовательно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста:
эмоционально комфортный климат в группе;
содержательное и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
На мой взгляд, именно личностно-ориентированная модель взаимодействия ставит во главу угла развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей детей данного возраста.
Целью данной технологии является выявление личностных особенностей и дальнейшее формирования и развития жизненных умений и навыков каждого ребёнка.
Цель, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:
обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру);
обеспечить чувство радости существования (психологическое здоровье);
обеспечить чувство формирования начал личности (базис личностной культуры);
обеспечить развитие индивидуальности ребенка;
опираясь на индивидуальные психофизические особенности ребенка, обеспечить усвоение знаний, умений и навыков (как средство полноценного развития личности).
Для реализации решения выше поставленных задач я выбираю следующие способы общения, основанные на способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции:
понимание;
признание;
принятие личности ребенка.
И тактику сотрудничества - т. е. такую позицию, которая исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития (с определением зоны ближайшего развития).
Как педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия я выполняю следующие функции:
Функцию собеседника (функция эмоциональной поддержки, готовый поддержать беседой, обсуждением, помощью).
Функцию исследователя (исследовательская функция, которая выражается в трех аспектах:
умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
использование педагогом в процессе обучения психолого-диагностических методов и процедур для получения информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста, чтобы иметь возможность корректировать и направлять процесс развития ребенка в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
Функцию фасилитатора (педагога, способствующего ребенку в усвоении и освоении нового).Выполняя эту функцию, педагог строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
Функцию эксперта (экспертная, консультативная функция). Иными словами: педагога, обладающего глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями.
В своей работе я:
стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к настроению ребенка, его желаниям, достижениям, неудачам;
слушаю (используя вербальные и не вербальные средства общения) детей внимательно и уважительно;
подбадриваю и успокаиваю, если ребенок расстроился;
выбираю позицию "На уровне глаз", беседуя с ребенком;
ласково и с улыбкой общаюсь с ребенком;
в течение дня стараюсь общаться с каждым ребёнком;
предоставляю ребенку самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре:
поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности;
стараюсь создавать условия для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками;
после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится;
стараюсь организовывать занятия в игровой и интересной форме.
При построении воспитательно-образовательного процесса на основе технологий личностно-ориентированного взаимодействия я использую разнообразные нетрадиционные виды занятий и формы образовательной деятельности:
игры-упражнения с элементами театр-терапии,
игры по взаимообучению (педагог стимулирует ребенка показать, как необходимо сделать,
игры-сомнения (исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает,
игры-путешествия,
сказки,
диалоги-рассказы (ведущую роль берет на себя педагог).
погружение в ситуацию и другое.
В любое учебное занятие, как обязательный его компонент, я обязательно включаю заранее спланированные игровые моменты, позволяющие поддержать интерес ребёнка к разным видам деятельности.
А смысл педагогического взаимодействия определяю, как раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе этого взаимодействия обеспечивающееся построением индивидуальной системы образования, подбор таких методов и приемов, которые будут действенными именно для этого, конкретного, ребенка и в дальнейшем поспособствуют его социализации и интеграции в общество.
Для достижения цели технологии личностно-ориентированного взаимодействия я всегда соблюдаю следующие правила:
общаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, приобнимаю;
стремлюсь установить доверительные отношения, проявляя внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам ребенка;
поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая индивидуальные особенности ребенка (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в поддержке;
слушаю (чаще это невербальное общение) ребенка внимательно и уважением;
вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы;
в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Таким образом, принципиально важной стороной в технологии личностно-ориентированного взаимодействия является как позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, так и отношение к ребенку со стороны педагога.
Педагог в общении с ребенком придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе»
Каждый педагог вносит в развитие технологии личностно-ориентированного взаимодействия что-то свое, индивидуальное.
Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания технологии, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.
Поэтому можно считать, что каждая конкретная технология считается авторской.