Рамиля Абдрахманова
Технология комплексного воздействия в работе с детьми с особыми вариантами поведения и развития
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования является поддержание и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создаёт множество факторов риска для подрастающего поколения, что ведёт к целому ряду проблем, требующих решения. Сегодня ещё продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чьё состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».
Публикация «Технология комплексного воздействия в работе с детьми с особыми вариантами поведения и развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожаленью, детей с проблемами психологического здоровья с каждым годом увеличивается. Наиболее часто встречающимися являются дети с эмоциональными нарушениями, как агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают детям адаптироваться в социуме. Для детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения произвольных форм деятельности. Такие дети постоянно испытывают трудности в социуме, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое развитие. Согласно мнению, С. Л. Рубинштейна, эмоции не развиваются сами по себе, и поэтому наша основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это важная по-своему жизненному значению проблема.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержания душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
В качестве психологического инструмента можно использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие комплексное воздействие на эмоциональную и поведенческую сферу ребенка старшего дошкольного возраста.
В рамках комплексного воздействия эффективными являются следующие здоровьесберегающие технологии :
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: релаксация, разные виды гимнастики: пальчиковые, для глаз, дыхательная;
- технология обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж;
-коррекционные технологии : сказкотерапия, музыкотерапия, Су-джок терапия, психогимнастика, метод Sand art.
Здоровьесберегающие технологии способствуют :
- сохранению и восстановлению психического и физического здоровья воспитанников;
- снижению уровня тревожности, агрессивности;
- формированию позиции партнерских взаимоотношений со сверстниками;
- снижению эмоционального и мышечного напряжения;
- развитию уверенности в себе, в собственных силах, повышению самооценки.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе воспитания, развития и обучения современные дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная интеллектуальная деятельность и сопутствующие эмоциональные переживания приводят к возбуждению нервной системы, тем самым, создавая напряжение в мышцах. Устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии помогает релаксация. Е. Джекобсон (Jacobson) обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Методика мышечной релаксации можно использовать для снятия эмоционального напряжения. Например, упражнение «Буратино», «Черепаха», «Бабочка», «Задуй свечу» и другие.
Всем известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. И поэтому взрослым необходимо помнить, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Задача педагога – научить ребёнка ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Лечебным водействием обладает психогимнастика. Согласно мнению, Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, психогимнастика позволяет понимать эмоции, научить понимать их, обучить адекватным моделям поведения, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, что значимо для любой категории детей – как с нормой развития, так и ограниченными возможностями здоровья. Как отметил, А. Л. Сиротюк кинезиологические упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, развитие функций контроля, произвольности, а также эффективны при взаимодействии с детьми с нормой и с патологией развития. Игровые приемы Е. К. Лютовой - Мониной, О. В. Хухлаевой отличаются своей доступностью, вариативностью использования, учётом возрастных особенностей. Следовательно, игротерапия способствует коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств детей.
Прекрасным средством самоконтроля служит музыкотерапия, которая оказывают положительное влияние на душевное равновесие ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при её пассивном или активном восприятии. Можно использовать на тренингах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Это звуки природы, шум моря, классическая музыка (И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, П. И. Чайковского).
Открыть свою душу учит детей сказка. В процессе сказкотерапии происходит: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с социумом, а также диагностика и коррекция тех или иных нарушений.
Задачи коррекции и диагностики психического развития можно решать посредством песочной анимации. Песочная анимация – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Песок имеет большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Отразить своё настроение и реализовать свои возможности детям помогает изотерапия. Детские рисунки – это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что нам необходимо обратить внимание, для того, чтобы правильно все это «прочитать»?
Безусловно, цвет – это важно. Однако следует помнить, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным – ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен». Оценивая цветовую гамму детских рисунков, следует обратить внимание на следующее: есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (например, ребенок нарисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный или серый). Как часто использует какой-либо цвет ребёнок? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует? Согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающего, постоянно выбираемых – признаки депрессивного состояния. Слишком много красного говорит об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный – постоянно предпочитаемый цвет, это может свидетельствовать о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами – возможная тревожная депрессия.
Высокоэффективным, универсальным, доступным и абсолютно безопасным методом является Су – Джок терапия, способствующая повышению физической и умственной работоспособности, а также речевой активности детей. Японский ученый НАМИКОШИ ТОККУХИРО считает, что массаж и самамоссаж оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм. Например, во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Таким образом, комплексное воздействие на психологическое здоровье, в том числе эмоционального благополучия, очарование “живой сказки”, создает радостное настроение и ощущение полной безопасности ребенка в социуме. Это говорит об уникальности и ценности технологии комплексного воздействия на детей с проблемами в развитии, поведении и социальной адаптации, а также в восстановлении и сохранении психологического здоровья.