Папки-передвижки

Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Ирина Флигинских
Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Автор: воспитатели

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 18 «Лучик»

Флигинских Ирина Фёдоровна,

Зайцева Любовь Илларионовна

Аннотация: Статья содержит описание и способы реализации данной технологии в практике работы дошкольного образовательного учреждения

Публикация «Технология „говорящих стен“ как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу всех образовательных областей, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы. С этой целью в детском саду была внедрена технология «говорящая стена».

Суть образовательной технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок, имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой дидактический материал. Для этого на стенах групповой комнаты и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, технические средства образования (ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. В нашей группе «говорящая стена» это магнитная доска с различными элементами: леской с прищепками, бизибордом и сенсорным панно.

Магнитную доску мы используем как выставку детских работ и фотографий, демонстрацию наглядного материала, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Дети могут рассматривать фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, алгоритмы и фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет нам разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Сенсорное панно дает нам реальную возможность расширить жизненный опыт ребенка, обогатить их чувственный мир, развивать моторику, мышление, логику. Это доступный и важный объект для поддержки активности детей, их инициативы. Мы используем развивающие игры В. Воскобовича, так же тактильные игры придуманные педагогами и детьми («Угадай на ощупь предмет», «Догадайся, что за фигура», «Тактильный алфавит»). Бизиборд является своеобразным путеводителем среди множества материалов, пособий, игр. Так рождаются проекты «Почему крутиться колесо?», «Как работает замок?», «Лента липучка».

«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ОД. Наша «говорящая стена» используется в режимном моменте «Утро радостных встреч», который является одной из форм организации образовательного процесса. Для создания положительно – эмоционального настроя на стену вывешен эмоциональный экран «Мое настроение сегодня», где дети не забывают отметить свое настроение. Для закрепления имеющихся знаний у детей по теме недели, размещены картинки, фотографии детской деятельности, дидактические игры. Для планирования дня и записи идей есть маркеры, которыми педагог зарисовывает предложения детей. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки, которые находятся в папках, мешочках рядом стеной.

Педагогом и детьми обговариваются правила пользования «говорящими стенами». Правила позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования экспозиций и возможном партнерстве в самостоятельной образовательной деятельности.

В ходе, проведённых наблюдений мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания.

У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.

Таким образом, говорящая стена – это отличный способ интеграции образовательных областей, переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль, способ организации самостоятельной деятельности детей, способ сенсорного развития, усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Литература

1. Могильникова, С. В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html, свободный. – Загл. с экрана.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс] // ФГОС и проф. стандарты. URL : https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos ( дата обращения: 21.10.2020).

3. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. 2016.

4. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: https://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.

5. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. 2017.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 16:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Флигинских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД