Ирина Флигинских
Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «говорящих стен» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Автор: воспитатели
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 18 «Лучик»
Флигинских Ирина Фёдоровна,
Зайцева Любовь Илларионовна
Аннотация: Статья содержит описание и способы реализации данной технологии в практике работы дошкольного образовательного учреждения
Темочки:
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу всех образовательных областей, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы. С этой целью в детском саду была внедрена технология «говорящая стена».
Суть образовательной технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок, имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой дидактический материал. Для этого на стенах групповой комнаты и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, технические средства образования (ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. В нашей группе «говорящая стена» это магнитная доска с различными элементами: леской с прищепками, бизибордом и сенсорным панно.
Магнитную доску мы используем как выставку детских работ и фотографий, демонстрацию наглядного материала, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Дети могут рассматривать фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, алгоритмы и фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет нам разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.
Сенсорное панно дает нам реальную возможность расширить жизненный опыт ребенка, обогатить их чувственный мир, развивать моторику, мышление, логику. Это доступный и важный объект для поддержки активности детей, их инициативы. Мы используем развивающие игры В. Воскобовича, так же тактильные игры придуманные педагогами и детьми («Угадай на ощупь предмет», «Догадайся, что за фигура», «Тактильный алфавит»). Бизиборд является своеобразным путеводителем среди множества материалов, пособий, игр. Так рождаются проекты «Почему крутиться колесо?», «Как работает замок?», «Лента липучка».
«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ОД. Наша «говорящая стена» используется в режимном моменте «Утро радостных встреч», который является одной из форм организации образовательного процесса. Для создания положительно – эмоционального настроя на стену вывешен эмоциональный экран «Мое настроение сегодня», где дети не забывают отметить свое настроение. Для закрепления имеющихся знаний у детей по теме недели, размещены картинки, фотографии детской деятельности, дидактические игры. Для планирования дня и записи идей есть маркеры, которыми педагог зарисовывает предложения детей. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки, которые находятся в папках, мешочках рядом стеной.
Педагогом и детьми обговариваются правила пользования «говорящими стенами». Правила позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования экспозиций и возможном партнерстве в самостоятельной образовательной деятельности.
В ходе, проведённых наблюдений мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания.
У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.
Таким образом, говорящая стена – это отличный способ интеграции образовательных областей, переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль, способ организации самостоятельной деятельности детей, способ сенсорного развития, усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Литература
1. Могильникова, С. В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html, свободный. – Загл. с экрана.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс] // ФГОС и проф. стандарты. URL : https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos ( дата обращения: 21.10.2020).
3. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. 2016.
4. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: https://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.
5. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. 2017.