Мельникова Лариса Леонидовна
Технология формирования этнологической компетентности у дошкольников посредством создания мордовской народной куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Тема: Технология формирования этнологической компетентности у дошкольников посредством изготовления и создания мордовской народной куклы.
Цель: изучить особенности формирования этнологической компетентности у дошкольников посредством изготовления и создания мордовской народной куклы.
Публикация «Технология формирования этнологической компетентности у дошкольников посредством создания мордовской народной куклы» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Проблема. Традиция делать куклу своими руками исчезла. Куклу перестают одушевлять, ею просто манипулируют. Куклы появляются с макияжем, симбиозы образа человека с животным. Всё это ведёт к проблемам в духовном воспитании детей. Единственное место, где остаётся островок нравственного подхода к процессу игры ребенка с куклой – это детский сад.
Я решила разработать эффективную систему работы по развитию интереса детей к мордовской народной культуре и народной кукле.
Были поставлены задачи:
1. Расширить знания детей о культуре мордовского народа.
2. Познакомить детей с историей возникновения мордовской народной куклы.
3. Сформировать интерес к изготовлению кукол своими руками.
4. Развивать навыки игрового взаимодействия.
Кукла – самая популярная игрушка. Она спутник детских игр и самое доступное произведение искусства. Изготовление куклы предоставляет огромные возможности для творческого самовыражения детей. Создавая ручным способом куклу, каждый ребёнок делает всё сам от начала до конца. Дети развиваются физически и духовно. Игры в куклы имеют серьезную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход эмоциям.
Изготовление кукол приобретает определенный смысл и выстраивается в систему представлений о мире, знание, опосредованное опытом, всесторонне и гармонично развивает ребенка.
На первом этапе я изучила литературу по теме. Сформировала техническую базу и развивающую предметную среду (альбомы, дидактические игры, конспекты занятий).
Были проведены мероприятия:
1. Экскурсия в библиотеку. Поиск материалов по созданию мордовской куклы.
2. Выставка мордовских кукол, старинных предметов в группе детского сада.
3. Индивидуальная работа с родителями.
На втором этапе мы приступили к изготовлению мордовских народных кукол, изучению приёмов игры с ними и связанных с куклами народных примет, обычаев, праздников.
Изготовление народной куклы было приурочено к народным праздникам.
На третьем этапе дети знакомились с жанрами народного творчества, тем самым приобщали их к общечеловеческим ценностям мордовского народа, их быту, традициям.
На четвёртом этапе была организована выставка мордовских кукол из разных материалов «Куклы наших бабушек».
Выводы.
По результатам работы по созданию и изучению мордовской куклы стало понятно, что знакомство с историей мордовской куклы и технологией её изготовления нужно начинать с детского сада. Дети мастерили кукол из различных материалов. У них стал формироваться эстетический вкус, чувство ритма, цвета и пропорций, глазомер. Они познакомились с национальной культурой. Сформировалось дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников.