Получи документы

Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Анастасия Осипова
Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Осипова А. Ф. воспитатель МАДОУ городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад №46»

Программное содержание:

Образовательные:

-совершенствование правильного произношения слов на мокшанском языке;

- учить подбирать слова-синонимы.

Развивающие:

Темочки:

-активизация словаря по темам: «Домашние животные», «Дикие животные»;

- развитие мыслительной деятельности, внимания, зрительной памяти, мелкой моторики пальцев рук,связной речи.

Воспитательные:

-воспитание у детей желания говорить на мокшанском языке.

-прививать интерес к мордовскому фольклору.

-воспитание у детей любви к животным;

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

Чтение мордовских народных сказок срассматриванием иллюстраций, беседы о Мордовии, разучивание стихов ипотешек из мордовского фольклора, прослушивание мокшанских песен в аудиозаписи.

Словарная работа:

медведь - офта, лиса - келазь, белка - ур, ёжик -сеель, волк - врьгаз, заяц -нумол, лодка –венч, берёза - келу, дружок – ялганя, дятел – шякшата.

Методические приёмы:

Беседа, ответы хоровые и индивидуальные, перевод слов с русского языка на мокшанский, индивидуальная работа с детьми, путешествие в «лес», дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, музыкальная пауза, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, использование ТСО.

Материал и оборудование:

Собачка (игрушка) в мордовской национальной одежде, картина на большом листе бумаги к мордовской народной сказке «Как собака друга искала» с препятствиями, иллюстрации к мордовским народным сказкам, ИКТ.

Ход занятия.

Дидактическая игра «Угадай сказку».Воспитатель. Дети, вы очень любите слушать мордовские народные сказки. Угадайте, к какой сказке нарисована каждая из этих картинок.

Я показываюиллюстрации, дети называют:

- «Кошечка и петух»

- «Пугливая мышь»

- «Кот и лиса»

- «Благородный медведь»

- «Как собака друга искала»

Воспитатель. Правильно. А сегодня я пригласила собачку из сказки «Как собака друга искала». Мне хочется узнать еще раз, как же она нашла друга настоящего. Ребята, а вы хотите узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. Мы узнаем, если отправимся в необычное путешествие по сказке и преодолеем все препятствия. Они указаны на этой картинке.

Показываю картину по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Дети рассматривают картинку с «препятствиями».

Дидактическая игра «Назови животных по-мокшански»

Воспитатель: В лесу живут разные животные.

На экране появляются изображения диких животных: белки, лисы, медведя, зайца, волка, ежа, мыши).

Воспитатель: шабат, тя кие?

Дети: тя ур, тя офта и т д., перечисление животных.

Дети называют животных по - мокшански хором и индивидуально: ур, келазь, офта, нумол, врьгаз, сеель, шеер.

Воспитатель. Давным – давно жила в лесу собака, одна одинёшенька. Скучно ей стало. Захотелось собаке друга найти, увидела зайца, хотел заговорить, но тут кто-то застучал по дереву и полетели щепки на неё. Кто стучал?

Дети. Дятел.

Воспитатель снимает листок, под листком нарисован дятел, переводит слово «дятел» на мокшанский язык

Воспитатель. Собачка вспомнила потешку про дятла и белку. Как вы думаете, какую потешку могла собачка рассказать дятлу?

Один ребёнок читает потешку на мокшанском языке.

Сире урськудганза якай.

Кульсы, кати-кие чакай:

- Чак, чак, чак! Чак, чак, чак!

- Можна, можна! Сак сувак.

Воспитатель. О чем говорится в этой потешке?

Дети переводят потешку на русский язык.

Воспитатель. Дятел перестал стучать и собака успешно добралась до зайца. Дети, собака стала жить с зайцем? Почему?

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель. Долго искала собака волка, по дороге чуть не наступила на маленький домик. Его жители в это время играли. Давайте и мы поиграем.

Пальчиковая гимнастика на мокшанском языке.

Дети читают потешку на мокшанском языке, поочередно загибают пальчики.

Тя – атяня,

Тя – бабаня,

Тя – цёраня,

А тя – шеерня,

Кштр, кштр, кштр –

Кяшсь, шеернясь.

Воспитатель. На чей домик собака чуть не наступила?

Дети. На домик мышей.

Воспитатель. Давайте посмотрим.

Я снимаю листок, под ним нарисован домик мышей.

Воспитатель. Интересная игра была у мышей, но надо искать волка. И тут собака увидела его на другом берегу реки. На чём собака добралась на другой берег реки, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Спина есть, живота нет:

Идет, идет – следа нет.

Дети. Лодка.

Я снимаю листок, под листком нарисована лодка. Перевожу слово «лодка» на мокшанский язык.

Воспитатель. Встретилась собака с волком. Ночью они легли спать под деревом. Под каким деревом отдыхали собака с волком, вы узнаете, когда внимательно послушаете мордовскую народную песню, где есть отгадка.

Физкультурная пауза.

Звучит мордовская народная песня «Луганяса келунясь» в аудиозаписи. Дети выполняют движения (элементы из мордовского народного танца) по показу воспитателя.

Воспитатель. О каком дереве поется в этой песне?

Дети называют березу. Я перевожу слово «береза» на мокшанский язык, дети повторяют, потом снимаю листок, под ним нарисована береза.

Воспитатель. Ребята, стала собака жить с волком?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель. Пошла собака к медведю. Стала жить собака с медведем? Почему?

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель. Правильно. Собака подумала: «Медведь боится человека, значит, человек никого не боится». Дети, как можно сказать о человеке, который никого не боится?

Дети подбирают прилагательные: сильный, храбрый, смелый, отважный и т. д.

Воспитатель. Собака нашла человека. Человек накормил ее, теплую конуру построил. Ночью собака лает, дом охраняет. Осталась она жить с человеком. С тех пор собака стала называться домашним животным.

Люди всегда называют своих любимых животных по именам. Давайте и мы придумаем кличу для собаки из этой сказки.

Дети называют различные клички животных и выбирают слово «Дружок».

Воспитатель.

Слово «дружок» по-мокшански – ялганя.

Дети повторяют.

Итог.

Дети, вам понравилось путешествовать по сказке.

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы преодолели все препятствия. А теперь нам пора прощаться с собакой.

Дети. Васедемозонк, Ялганяй! (До свидания, Дружок).

Список использованной литературы:

1. «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева[ и др. ] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.

Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. Изд – во, 2009. -272с.

2. Голенков Н. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. - С. ; изд. Дом «Книга», 2009

3. Голенков Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского; - С изд. Дом «Писатель», 2006.

4. Детство: Комплексная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2016 г.

5. Заветные сказки мордвы/ СОБР. И обраб. К. Т. Самородов,. Мордовское книжное издательство, 2015.- 160с.

6. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. : Программа и методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2007.- 64с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как кукла Акань друзей искала» Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей» Непосредственно-образовательная область «Познание» (НОД для детей.

Комплексно-тематическое планирование театрально-игровой деятельности по русской народной сказке «Лиса и Заяц» Комплексно- тематическое планирование театрально-игровой деятельности по русской народной сказки "Лиса и Заяц" в средней группе детского.

Конспект игровой образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки «Колобок» Конспект игровой образовательной деятельности на основе сюжета РНС «КОЛОБОК» в средней группе Воспитатель Кияницкая Е. А. Цель и задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Игра-инсценировка по русской народной сказке «Заяц-хваста» Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» Программное содержание: Задачи: - Формировать умение отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки. - Побуждать детей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Былины — кладезь народной мудрости» Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств. Задачи: 1. Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании,.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Как радуга наряд себе искала» Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: «Как радуга наряд себе искала». Цель: Познакомить детей с теплыми и.

Конспект образовательной деятельности «Маша и Миша в «Сказке» Конспект образовательной деятельности Тема: «Маша и Миша в «Сказке» Направление: Формирование элементарных математических представлений.

Конспект занятия по развитию речи и театрализованной деятельности по русской народной сказке «Репка» Конспект по развитию речи и театрализованной деятельности : Русской народной сказки «Репка» во второй младшей группе Подготовила.

Конспект занятия «Пересказ мордовской народной сказки «Как собака друга искала» с элементами драматизации» Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа. Коррекционные задачи: 1. Закреплять умение детей использовать различные средства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
Опубликовано: 29 января 2018 в 22:08
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Осипова (УИ 900415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД