Анастасия Осипова
Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
Осипова А. Ф. воспитатель МАДОУ городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад №46»
Программное содержание:
Образовательные:
-совершенствование правильного произношения слов на мокшанском языке;
- учить подбирать слова-синонимы.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Темочки
-активизация словаря по темам: «Домашние животные», «Дикие животные»;
- развитие мыслительной деятельности, внимания, зрительной памяти, мелкой моторики пальцев рук,связной речи.
Воспитательные:
-воспитание у детей желания говорить на мокшанском языке.
-прививать интерес к мордовскому фольклору.
-воспитание у детей любви к животным;
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
Чтение мордовских народных сказок срассматриванием иллюстраций, беседы о Мордовии, разучивание стихов ипотешек из мордовского фольклора, прослушивание мокшанских песен в аудиозаписи.
Словарная работа:
медведь - офта, лиса - келазь, белка - ур, ёжик -сеель, волк - врьгаз, заяц -нумол, лодка –венч, берёза - келу, дружок – ялганя, дятел – шякшата.
Методические приёмы:
Беседа, ответы хоровые и индивидуальные, перевод слов с русского языка на мокшанский, индивидуальная работа с детьми, путешествие в «лес», дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, музыкальная пауза, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, использование ТСО.
Материал и оборудование:
Собачка (игрушка) в мордовской национальной одежде, картина на большом листе бумаги к мордовской народной сказке «Как собака друга искала» с препятствиями, иллюстрации к мордовским народным сказкам, ИКТ.
Ход занятия.
Дидактическая игра «Угадай сказку».Воспитатель. Дети, вы очень любите слушать мордовские народные сказки. Угадайте, к какой сказке нарисована каждая из этих картинок.
Я показываюиллюстрации, дети называют:
- «Кошечка и петух»
- «Пугливая мышь»
- «Кот и лиса»
- «Благородный медведь»
- «Как собака друга искала»
Воспитатель. Правильно. А сегодня я пригласила собачку из сказки «Как собака друга искала». Мне хочется узнать еще раз, как же она нашла друга настоящего. Ребята, а вы хотите узнать?
Дети. Да.
Воспитатель. Мы узнаем, если отправимся в необычное путешествие по сказке и преодолеем все препятствия. Они указаны на этой картинке.
Показываю картину по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
Дети рассматривают картинку с «препятствиями».
Дидактическая игра «Назови животных по-мокшански»
Воспитатель: В лесу живут разные животные.
На экране появляются изображения диких животных: белки, лисы, медведя, зайца, волка, ежа, мыши).
Воспитатель: шабат, тя кие?
Дети: тя ур, тя офта и т д., перечисление животных.
Дети называют животных по - мокшански хором и индивидуально: ур, келазь, офта, нумол, врьгаз, сеель, шеер.
Воспитатель. Давным – давно жила в лесу собака, одна одинёшенька. Скучно ей стало. Захотелось собаке друга найти, увидела зайца, хотел заговорить, но тут кто-то застучал по дереву и полетели щепки на неё. Кто стучал?
Дети. Дятел.
Воспитатель снимает листок, под листком нарисован дятел, переводит слово «дятел» на мокшанский язык
Воспитатель. Собачка вспомнила потешку про дятла и белку. Как вы думаете, какую потешку могла собачка рассказать дятлу?
Один ребёнок читает потешку на мокшанском языке.
Сире урськудганза якай.
Кульсы, кати-кие чакай:
- Чак, чак, чак! Чак, чак, чак!
- Можна, можна! Сак сувак.
Воспитатель. О чем говорится в этой потешке?
Дети переводят потешку на русский язык.
Воспитатель. Дятел перестал стучать и собака успешно добралась до зайца. Дети, собака стала жить с зайцем? Почему?
Ответы детей по содержанию сказки.
Воспитатель. Долго искала собака волка, по дороге чуть не наступила на маленький домик. Его жители в это время играли. Давайте и мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика на мокшанском языке.
Дети читают потешку на мокшанском языке, поочередно загибают пальчики.
Тя – атяня,
Тя – бабаня,
Тя – цёраня,
А тя – шеерня,
Кштр, кштр, кштр –
Кяшсь, шеернясь.
Воспитатель. На чей домик собака чуть не наступила?
Дети. На домик мышей.
Воспитатель. Давайте посмотрим.
Я снимаю листок, под ним нарисован домик мышей.
Воспитатель. Интересная игра была у мышей, но надо искать волка. И тут собака увидела его на другом берегу реки. На чём собака добралась на другой берег реки, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Спина есть, живота нет:
Идет, идет – следа нет.
Дети. Лодка.
Я снимаю листок, под листком нарисована лодка. Перевожу слово «лодка» на мокшанский язык.
Воспитатель. Встретилась собака с волком. Ночью они легли спать под деревом. Под каким деревом отдыхали собака с волком, вы узнаете, когда внимательно послушаете мордовскую народную песню, где есть отгадка.
Физкультурная пауза.
Звучит мордовская народная песня «Луганяса келунясь» в аудиозаписи. Дети выполняют движения (элементы из мордовского народного танца) по показу воспитателя.
Воспитатель. О каком дереве поется в этой песне?
Дети называют березу. Я перевожу слово «береза» на мокшанский язык, дети повторяют, потом снимаю листок, под ним нарисована береза.
Воспитатель. Ребята, стала собака жить с волком?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Ответы детей по содержанию сказки.
Воспитатель. Пошла собака к медведю. Стала жить собака с медведем? Почему?
Ответы детей по содержанию сказки.
Воспитатель. Правильно. Собака подумала: «Медведь боится человека, значит, человек никого не боится». Дети, как можно сказать о человеке, который никого не боится?
Дети подбирают прилагательные: сильный, храбрый, смелый, отважный и т. д.
Воспитатель. Собака нашла человека. Человек накормил ее, теплую конуру построил. Ночью собака лает, дом охраняет. Осталась она жить с человеком. С тех пор собака стала называться домашним животным.
Люди всегда называют своих любимых животных по именам. Давайте и мы придумаем кличу для собаки из этой сказки.
Дети называют различные клички животных и выбирают слово «Дружок».
Воспитатель.
Слово «дружок» по-мокшански – ялганя.
Дети повторяют.
Итог.
Дети, вам понравилось путешествовать по сказке.
Дети. Да.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы преодолели все препятствия. А теперь нам пора прощаться с собакой.
Дети. Васедемозонк, Ялганяй! (До свидания, Дружок).
Список использованной литературы:
1. «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева[ и др. ] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.
Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. Изд – во, 2009. -272с.
2. Голенков Н. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. - С. ; изд. Дом «Книга», 2009
3. Голенков Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского; - С изд. Дом «Писатель», 2006.
4. Детство: Комплексная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2016 г.
5. Заветные сказки мордвы/ СОБР. И обраб. К. Т. Самородов,. Мордовское книжное издательство, 2015.- 160с.
6. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. : Программа и методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2007.- 64с.