Папки-передвижки

Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Виктория Руднева
Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Публикация «Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий» размещена в разделах

ФГОС обеспечивает преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».

Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Достижение дайной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий в логике системно - деятельностного подхода, а также теории конструктивного обучения. Конструктивизм выдвигает на передний план свой основной принцип: знания не могут быть получены пассивным методом, обучающиеся должны быть активными в процессе обучения. Поэтому обучающимся, в соответствии с их возрастом, должна быть предоставлена самостоятельность, чтобы они приняли активное участие в процессе обучения.

Системно - деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывает основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно-психологическое новообразование младшего школьного возраста - динамическое качество, предпосылки которого закладываются в дошкольном детстве, а дальнейшее развитие и становление происходит в подростковом возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы.

Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.

Наблюдения за детьми в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:

1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;

2. Другие оказались в подчинении у первых;

3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);

4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Анализ показывает следующие результаты:

- неспособность детей к социальной реализации.

- снижение речевой памяти.

- не способность детей к раскрепощению.

- недостаточность общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков.

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т. е. не завершены и продолжают развиваться.

Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный нами опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное как предпосылки формирования коммуникативной компетентности.

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность :

Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, понимаемая нами, как предпосылки коммуникативной компетентности.

Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности;

Третья ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;

Четвертая ступень – старший дошкольный возраст - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии.

Становление начальных коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.

В связи с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением личности.

В теории и практике обеспечения преемственности между системой дошкольного и начального образования, имеющей целью эффективное управление процессом последовательного перехода детей от игровой к учебной деятельности, обозначился ряд противоречий, между:

- современной идеологией образования, ориентирующего личность на непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и молодежи;

- традиционной ориентацией начального общего образования на развитие у младших школьников учебной самостоятельности и недостаточным учетом возможностей дошкольного образования в создании предпосылок для становления умения учиться уже в дошкольном возрасте;

- возможностью и необходимостью становления предпосылок умения учиться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствующих технологий дошкольного и предшкольного образования;

- зависимостью процесса становления умения учиться в дошкольном возрасте от уровня развития начальных ключевых компетенций и традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие отдельных знаний и навыков у ребенка;

- традиционной и автономной деятельности ДОУ и начальной школы в решении проблемы становления умения учиться у детей и необходимостью совместного решения вопросов форм универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Разрешение перечисленных противоречий предполагает системную работу дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие начальных ключевых компетентностей у дошкольников, в том числе коммуникативных, как условия становления умения учиться у детей младшего школьного возраста.

Достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности у дошкольников выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.

Публикации по теме:

Доклад «Формирование и развитие базовых учебных действий как основы реализации образовательного стандарта» Программа формирования базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой.

Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с.

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШПроектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ «Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее.

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи:.

«Развитие социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством знакомства с пуговицей». Проект Проект по социально- коммуникативному развитию «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей старшего возраста посредством знакомства.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
Опубликовано: 25 марта 2018 в 19:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Руднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД