Фартушняк Александра
Технология драмогерменевтика
▼ Скачать
+ Заказать документы
ДРАМА (от греч. drama – букв. «действие»)
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий, искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п., учение о принципах их интерпретации; экзегетика.
Драмогерменевтический подход к обучению является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока (занятия) всеми его участниками, включая учителя (преподавателя). Как направление в педагогике драмогерменевтика еще ждет своего детального описания и более широкого распространения, основные же ее положения, проясняющие контуры ее органической целостности, следующие.
Публикация «Технология драмогерменевтика» размещена в разделах
1. Драмогерменевтика возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.
2. Знания, умения и навыки каждой сферы, сохраняя свою специфичность, переплетаются со знаниями, умениями и навыками других сфер. Выявление как самих сфер, так и их содержания стало возможным благодаря этому взаимопереплетению. Поэтому драмогерменевтическим дефинициям не свойственна жесткая дискретность, они носят подчеркнуто условный характер, естественным образом и «перетекая» друг в друга и отражаясь в каждой части целостности.
3. Центральными положениями театральной сферы являются:
3.1. общение.
3.2. действенная выраженность.
3.3. мизансцена.
4. Ведущими положениями герменевтической сферы являются:
4.1. индивидуальность понимания.
4.2. блуждание.
4.3. странности.
5. Центральными положениями сферы педагогического мастерства являются:
5.1. очеловеченность.
5.2. примерность поведения.
5.3. дихотомия. *
6. Драмогерменевтика как педагогическое направление предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе — лозунг, отражающий и к ученикам, и к учителю.
7. Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связанно могут формироваться его представления о драмогерменевтике. Разница в профессиональном и жизненном стаже обуславливает одновременное существование несхожих пониманий, толкований, осуществлений драмогерменевтики, что закономерно и нормально.
8. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.
* Термин дихотомия (от греч. dichotomia — разделяю на две части) в логике обозначает деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого (см. Краткий словарь по логике // Под ред. Д. П. Горского. — М., 1991). В ботанике этим термином обозначается один из типов ветвления у растений, при котором старая ось разделяется на две одинаково развитые ветви. Употребляя в рассуждениях данный термин (который в свое время был подсказан Е. Е. Шулешко, сотрудники лаборатории исходят из образа дихотомического ветвления растений.