Елена Сасаева
Детский туризм как здоровьесберегающая технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«МАЯЧОК», детский сад № 142
город Нижний Тагил
«Детский туризм как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал».
К. Симонов
Публикация «Детский туризм как здоровьесберегающая технология в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Одной из задач, утверждаемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Изучение специальной литературы, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в детском саду помогли найти новые решения и возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.
Детский туризм позволяет легко решать задачи социализации личности ребенка, осуществлять нравственно-экологическое воспитание. Не случайно большая значимость простейших туристических походов для разностороннего развития дошкольников отмечена во многих исследованиях В. Я. Лыковой, Л. В. Кармановой, Н. И. Бочаровой, Н. А. Казимирской. Анализ имеющихся исследований показывает, что именно ценности: личностные, национальные, государственные ценности, семейные, общечеловеческие должны стать фундаментом, на котором происходит формирование культуры здорового образа жизни.
Ценности:
Личностные: жизнь человека, физическое здоровье, честь и достоинство личности, права человека, в том числе ребенка
Национальные: Родная земля, родной язык, история народа, национальная культура
Государственные:Родина, уважение к государственным символам, патриотизм
Семейные: родители, родные, отчий дом, традиции семьи
Общечеловеческие: истина, добро, красота благо
В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», российскому туризму придается социальная направленность, связанная с необходимостью духовно-интеллектуального развития человека
В связи с вышесказанным тему своей деятельности я обозначила «Детский туризм как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
Была выдвинутагипотеза: задача воспитания здоровых детей и связи с семьей по формированию ценностных ориентаций в социально-нравственном воспитании дошкольников может быть успешно решена, если:
- процесс воспитания привычки к здоровому образу жизни выйдет за рамки ДОУ, в социум;
- в воспитательный процесс детского сада будет внедрена педагогическая система, обеспечивающая воспитание и оздоровление через туристско-эколого-краеведческие походы;
- педагогическая система формирования ценностных ориентаций будет опираться на коллектив, сплоченный решениями общих задач по развитию нравственно-экологического воспитания дошкольников.
Целью моей деятельности являлось создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение элементарных форм детского туризма.
Для достижения цели были определены задачи:
- освоить и использовать в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии;
- способствовать формированию гармоничной личности и развитию социально-нравственных качеств у дошкольников;
- развивать у детей интерес к природному окружению, социуму, физической культуре и спорту;
Концепция деятельности:
- возрождение истинно духовных ценностей и культурно-исторического наследия;
- использование краеведческой информации о памятниках природы города, природе физического совершенства, формирование нравственно-экологического воспитания дошкольников;
- раскрытие у детей естественного стремления к деятельности через пространство Природы, которая в России всегда выступала поставщиком воспитательных ценностей в сфере формирования личности ребенка;
- сохранение единого образовательного пространства на основе интеграции образовательных областей;
В процессе реализации поставленных задач был изучен опыт использования элементарного туризма в ДОУ таких авторов как Н. А. Казимирская, Н. Е. Зырянова; проанализирована и апробирована авторская программа Т. П. Завьяловой «Туристята».
Методические пособия и разработки Л. Г. Горьковой, Л. А. Обуховой, С. О. Филипповой, Т. В. Волосниковой помогли разработать и осуществить ряд педагогических проектов.
Педагогические проекты:
• «Воспитание маленького гражданина»;
• «Сад Кузьмы Рудых»;
• «След уходящего лета»;
• «Раз музей, два музей…»
Были разработаны и апробированы циклы теоретических занятий и игр по туризму, внедрена система целевых туристических прогулок, состоящих из четырех сезонных блоков и составлены карты маршрутов:
«К тополям»
«стадион Высокогорец»
«Обелиск Славы»
«Речная коса»
«Пешеходный мост через реку Тагил»
«Памятник участникам Чернобыльской АЭС» и другие
Учитывая психологические возможности дошкольников, одним из направлений в процессе достижения цели было создание наглядно-дидактической базы: дидактические игры, фотоальбомы, коллекции, библиотечка.
Дидактические игры
• «Туристята – дошколята»;
• «Если мы в поход пойдем, что тогда с собой возьмем»;
• «Горы Урала»;
• «Виды костров».
Фотоальбомы:
• «Самый красивый город на свете»;
• «Мой край любимый – мой край родной».
Коллекция значков:
• «Нижний Тагил и города России»;
• «Олимпийская символика».
Библиотека детской литературы
Коллекция туристического снаряжения.
Весь материал систематизирован, составлены каталоги. Разработан и внедрен цикл комплексных занятий по элементарному туризму для детей старшего дошкольного возраста.
В детском саду появилась традиция посвящения в туристы – «Туристическими тропами»- для детей старшего возраста. Ежегодная «Неделя туризма» в рамках международного дня туризма (последняя неделя сентября) тоже стала традиционной.
Использование детского туризма в условия дошкольного образовательного учреждения позволяет легко решать проблему интеграции образовательных областей.
Одной из важнейших задач оздоровительной работыв дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Кроме того, что детский туризм позволяет решать задачи оздоровления, он одновременно решаются вопросы с воспитанием гражданственности детей, экологического, нравственного воспитания.
Сравнительный анализ здоровья дошкольников за последние 10 лет выявил неблагоприятную тенденцию роста морфофункциональных отклонений от 69, 5% до 75, 5%. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Исследования Н. М. Амосова, Ю. Ф., Змановского показали: целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и могут обеспечить сохранение и восстановление здоровья. Прогулки-походы способствуют комплексному решению задач социально-нравственного воспитания и физического развития детей. Активная ходьба, преодоление препятствий, свежий воздух – все это способствует развитию физических качеств, формирует потребность в движении.
Туризм является мощным фактором развития любознательности, морально-волевых качеств, дружеских взаимоотношений между детьми. Устанавливается активное сотрудничество с семьями воспитанников, которые являются в детском саду неизменными участниками «Веселых стартов» в честь дня независимости России и Дня защитника Отечества, привлекаются к участию в походах. Как результат совместной работы с родителями – реализация проекта «Тагил в теплых ладонях» в форме организации и проведения фотовыставки о самых любимых уголках родного города.
Достижению положительных результатов способствовала активная позиция всех участников образовательных отношений. С целью вовлечения педагогов и родителей в активную деятельность были подготовлены доклады-презентации:
• «Детский туризм в воспитании любви к родному краю»;
• «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Детский туризм»;
• Активные формы работы с дошкольниками по формированию культуры здорового образа жизни».
Одной из форм реализации поставленных задач являются походы, организованные с педагогами. «В гостях к шаману», «Грибники» - тема целевых выездов воспитателей и специалистов детского сада в лес.
Результаты, полученные в ходе деятельности, подтверждают целесообразность использования элементарных форм туризма в воспитании и развитии детей в детском саду.
В системе физкультурно-оздоровительной работы детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма повышения двигательной активности детей, которая позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья детей. Восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения и является одновременно одной из форм деятельности, позволяющей воспитывать маленького гражданина.
Считаю, что направление деятельности, в котором я работаю, является достаточно перспективным. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма для укрепления здоровья и социально-нравственного воспитания детей, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родительской общественностью.
Сотрудничество с семьями воспитанников является одним из условий формирования интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, способствует повышению эффективности и качества образования.
Физкультурно-оздоровительная работа при условии использования детского туризма как эффективной формы активного отдыха, рассматривается в следующих направлениях:
• Оздоровление (закалка, получение запаса бодрости, и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление)
• Спортивно-тренировочное (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях)
• Познавательное (изучение родного края /история родного города/, Знакомство с его историческими и природными достопримечательностями)
• Эмоционально-эстетическое (игры, соревнования. Конкурсы. Художественно-творческая деятельность на природе)
• Экологическое (воспитание экологической культуры у детей и их родителей)