МААМ-картинки

Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Армине Микаелян
Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать

Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Публикация «Технология „Дети-волонтеры“ как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах

Понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство- это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель технологии «Дети волонтёры»

это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети -волонтёры»

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе

Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.

А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.

Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Знаем, как помочь в проведении занятий».

План работы «Школа волонтеров»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2019-2020г.

№ Название и цель мероприятия Сроки

Младшие и средние группы Старшие и подготовительные группы

1. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.

Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.

Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

Сентябрь

2. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»

«День добрых дел». Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»

«День добрых дел» Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Сентябрь

3. Подготовка детей к совместным играм со старшими.

Беседы с детьми. «Научим малышей играть». Цель: оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке.

Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа. Октябрь

4. Беседы с детьми на тему «Приметы Осени».

Викторина.

Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема «Приметы Осени».

Подготовить вопросы к викторине.

Совместная деятельность Октябрь

5. Операция «Мусору – нет!».

Цель:улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Совместная деятельность Операция «Мусору – нет!».

Цель:улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Совместная деятельность Ноябрь

6. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»

Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»

Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Ноябрь

7. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Декабрь

8. Операция «Покорми птиц зимой»

Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Операция «Покорми птиц зимой»

Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Декабрь

9. Беседы с детьми на тему «Приметы Зимы».

Викторина.

Совместная деятельность Волонтерская образователь-ная деятельность: «Приметы Зимы» Подготовить вопросы к викторине.

Совместная деятельность Январь

10. «Неделя добрых дел» - приводим порядок в книжном уголке. «Неделя добрых дел» - приводим порядок в книжном уголке. Январь

11. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Февраль

12. Беседы с детьми на тему «Безопасность на водоёмах зимой».

Викторина.

Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема: «Безопасность на водоёмах зимой».Подготовить вопросы к викторине.

Совместная деятельность Февраль

13. Разучивание подвижной игры совместно со старшими «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Разучивание подвижной игры совместно с малышами «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Март

14. «Неделя добрых дел» - вместе со старшими приведении группы в порядок. «Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам приведении группы в порядок. Март

15. Целевые прогулки на территории детского сада. «Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Целевые прогулки на территории детского сада. «Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Апрель

16. Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Апрель

17. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика».Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика».Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Май

18. «День добрых дел» - вместе со старшими собрать бумажки на участке детского сада «День добрых дел» - помочь малышам собрать бумажки на участке детского сада Май

Следующий этап - практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.

Детьми-волонтерами являются дети старшего дошкольного возраста. До начала мероприятия в процессе проведения «рефлексивного круга» в группах старшего дошкольного возраста определяются желающие стать сегодня «волонтерами».

Воспитанники согласно примерного планирования решают, чем бы они хотели заняться с детьми раннего возраста. В первой младшей группе дети могут показать театрализованную сказку, поиграть с детьми, научить детей какой-нибудь игре, помочь сводить их в туалет, помыть ручки, усадить на стульчики, показать выступления с участием малышей, приуроченные праздникам. Во второй младшей группе двое желающих остаются после проведения игрового дня или мастерских и помогают убрать в группе.

Планируемые результаты от волонтерства:

- помощь в освоении основной компетенции, без которой человек не может жить - коммуникативную

- научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Развитие коммуникативно - речевого умения и навыка

- осознание волонтерами свою важную миссию - почувствовать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными

- понять, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным

- научиться проявлять инициативу, для формирования потребности в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству

- педагогам и родителям, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысить свою педагогическую компетентность

Для детей раннего возраста:

- охотнее идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушать сказки, потешки, песенки

- употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

Благодаря внедрению технологии «Дети –волонтеры», выходя из стен детского сада, наши воспитанники, не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствуют. Что оставит положительный отпечаток в сознании у них и желание помогать другим людям безвозмездно.

Литература:

1. Н. П. Гришаева Современные технологии эффективной социализации

ребёнка в дошкольной образовательной организации. - М. : Вентана - Граф,

2015. - 184 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М : УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Актуальность: Человек – это существо социальное. С первых дней своей жизни он включен во взаимодействие.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 20:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Армине Микаелян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД