Армине Микаелян
Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать
Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Публикация «Технология „Дети-волонтеры“ как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство- это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Цель технологии «Дети волонтёры»
это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети -волонтёры»
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим
Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности
В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя)могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий».
План работы «Школа волонтеров»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2019-2020г.
№ Название и цель мероприятия Сроки
Младшие и средние группы Старшие и подготовительные группы
1. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.
Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. Беседа «Кто такие волонтеры? Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.
Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.
Сентябрь
2. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»
«День добрых дел». Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Приготовить информационный стенд для родителей на тему «Дети волонтеры»
«День добрых дел» Цель: развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Сентябрь
3. Подготовка детей к совместным играм со старшими.
Беседы с детьми. «Научим малышей играть». Цель: оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке.
Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа. Октябрь
4. Беседы с детьми на тему «Приметы Осени».
Викторина.
Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема «Приметы Осени».
Подготовить вопросы к викторине.
Совместная деятельность Октябрь
5. Операция «Мусору – нет!».
Цель:улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
Совместная деятельность Операция «Мусору – нет!».
Цель:улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
Совместная деятельность Ноябрь
6. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»
Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Выставка рисунков «Береги свою планету-ведь другой, похожей, нету!»
Цель:Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Ноябрь
7. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Декабрь
8. Операция «Покорми птиц зимой»
Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Операция «Покорми птиц зимой»
Цель: Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц Декабрь
9. Беседы с детьми на тему «Приметы Зимы».
Викторина.
Совместная деятельность Волонтерская образователь-ная деятельность: «Приметы Зимы» Подготовить вопросы к викторине.
Совместная деятельность Январь
10. «Неделя добрых дел» - приводим порядок в книжном уголке. «Неделя добрых дел» - приводим порядок в книжном уголке. Январь
11. Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках). Февраль
12. Беседы с детьми на тему «Безопасность на водоёмах зимой».
Викторина.
Совместная деятельность Волонтерская образовательная деятельность: Тема: «Безопасность на водоёмах зимой».Подготовить вопросы к викторине.
Совместная деятельность Февраль
13. Разучивание подвижной игры совместно со старшими «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Разучивание подвижной игры совместно с малышами «Воробушки и автомобиль» Цель: Познакомить детей с подвижной игрой. Через подвижную игру дать детям представление об улице, автомобилях, дорогах. Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице. Создать положительный эмоциональный настрой. Март
14. «Неделя добрых дел» - вместе со старшими приведении группы в порядок. «Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам приведении группы в порядок. Март
15. Целевые прогулки на территории детского сада. «Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Целевые прогулки на территории детского сада. «Весна пришла» наблюдение за деревьями. Цель: формирование экологических представлений у детей. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Апрель
16. Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю» Апрель
17. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика».Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Целевые прогулки на территории детского сада «В гостях у Светофорчика».Изучение совместно с малышами правил дорожного движения. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Май
18. «День добрых дел» - вместе со старшими собрать бумажки на участке детского сада «День добрых дел» - помочь малышам собрать бумажки на участке детского сада Май
Следующий этап - практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.
Детьми-волонтерами являются дети старшего дошкольного возраста. До начала мероприятия в процессе проведения «рефлексивного круга» в группах старшего дошкольного возраста определяются желающие стать сегодня «волонтерами».
Воспитанники согласно примерного планирования решают, чем бы они хотели заняться с детьми раннего возраста. В первой младшей группе дети могут показать театрализованную сказку, поиграть с детьми, научить детей какой-нибудь игре, помочь сводить их в туалет, помыть ручки, усадить на стульчики, показать выступления с участием малышей, приуроченные праздникам. Во второй младшей группе двое желающих остаются после проведения игрового дня или мастерских и помогают убрать в группе.
Планируемые результаты от волонтерства:
- помощь в освоении основной компетенции, без которой человек не может жить - коммуникативную
- научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Развитие коммуникативно - речевого умения и навыка
- осознание волонтерами свою важную миссию - почувствовать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными
- понять, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным
- научиться проявлять инициативу, для формирования потребности в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству
- педагогам и родителям, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысить свою педагогическую компетентность
Для детей раннего возраста:
- охотнее идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушать сказки, потешки, песенки
- употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".
Благодаря внедрению технологии «Дети –волонтеры», выходя из стен детского сада, наши воспитанники, не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствуют. Что оставит положительный отпечаток в сознании у них и желание помогать другим людям безвозмездно.
Литература:
1. Н. П. Гришаева Современные технологии эффективной социализации
ребёнка в дошкольной образовательной организации. - М. : Вентана - Граф,
2015. - 184 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М : УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.