Валерия Федотова
Технологии рисования «Батик и Эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии рисования
Вступительная часть.
Ведущий: Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Своё выступление я начну со слов Л. С. Выготского «…Творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое.»
Тема мастер-класса является актуальной, так как многие дети любят рисовать и мечтают стать настоящими художниками. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.
Темочки:
Ведущий: Цель: распространение новых техник художественного творчества среди педагогов сообщества, с целью формирования желания использования их при работе с дошкольниками для раскрытия детского творческого потенциала и способностей
Ведущий: Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик поможет развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.
Ведущий: Уважаемые коллеги и сейчас вам подробнее расскажет что такое батик Нина Владимировна.
Н. В: Батик- обобщенный термин, предполагающий под собой несколько способов ручного рисования на различных видах тканевого материала. За основу описываемой техники взят принцип резервирования. Говоря простыми словами, на ткань наноситься рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом, препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Для самой работы за основу рабочего полотна используются хлопковый материал, шелк, шерстяные и синтетические ткани.
Н. В: Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Явы. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду и тканевые предметы быта уникальными рисунками. Несмотря на то, что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.
Н. В: Техника росписи ткани делиться на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй –для декорирования шелка.
Н. В: Существует несколько видов батика- горячий, холодный и свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик.
В качества резерва в горячем батике используется воск. Воск наноситься с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают ее распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.
Холодный батик
Основа техники состоит в том, что с помощью стеклянной трубочки наносится специальный резервирующий состав, чтобы создать замкнутый контур рисунка. Далее, внутри этого замкнутого контура, идет роспись элементов красителями. Чем-то это техника похожа на виражную роспись.
Свободная роспись
Благодаря такой техники батика можно проявить все свои способности в области рисования, т. к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворяющими или анилиновых красителей.
Н. В: Существует несколько разновидностей свободной росписи: и одна из них солевая техника.
Солевая техника
Н. В: Для работы потребуется разная по размеру соль - крупные кристаллы, средние и мелкие. Эффект этой техники основан на свойстве соли поглощать влагу. Если вы положите кристаллы соли на только что прокрашенную ткань, то увидите, что соль начнет впитывать воду.
Н. В: Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты, то есть краску, в результате краска как бы вытравливается, становится светлее, в некоторых местах даже обесцвечивается, цвета смещаются, возникают причудливые контуры, абстрактные узоры. Результат всегда будет разный, все зависит от влажности ткани, состава красителей и концентрации состава соли.
Н. В: Результат зависит от зернистости соли, т. е. от величины ее кристаллов, и от фактуры ткани. Предугадать конечный итог работы в этой технике практически невозможно, поэтому сколько раз вы примените эту технику, столько новых открытий сделаете для себя.
Ведущий: Прошу обратить внимание, первый Мастер- класс у нас был роспись по ткани, батик : солевая техника и элементы узелковой техники.
Цель: Формирование у педагогов сообщества практических навыков использования технологии Батик, выполнение практического задания по созданию декоративных узоров на ткани в солевой и узелковой технике.
Ведущий: А сейчас вам расскажет Александра Валерьевна про еще одну технологию которая относиться к батику, это узелковая технология.
Узелковый батик
А. Е: Он имеет много названий: бандхни, тритик, планки, а наиболее распространенное — узелковая техника. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки
А. Е: При всей красоте и необычности получаемых эффектов, техника исполнения весьма проста. Перед крашением определенные места на сухой ткани туго перевязывают тонкой веревкой, шнуром, лентой или просто завязывают узлом. При окраске на этих участках сохраняется первоначальный цвет фона. Краска не проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узле. Этот процесс можно сравнить в какой то степени с резервированием, так как узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся. Рисунок зависит от системы завязывания: можно получить круги, окружности, вертикальные или горизонтальные полосы, их сочетания.
А. Е: Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания распущенные узелки превращаются в рисунок цветка, листа и т. п. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы, камешки или другие фасонные детали, получая в результате окрашивания узор в виде пробелов.
Ведущий: И темой второго нашего мастер- класса являлась «Узелковый Батик».
Цель: Расширение у педагогов сообщества представлений о многообразии узелкового Батика (способы складывания ткани и завязывания узелков). Обучение приемам росписи по ткани в разных техниках узелкового батика.
Ведущий: И еще одну технологию достаточно интересную, вам расскажет педагог Светлана Александровна.
История Эбру
С. А: Эбру — это больше, чем искусство. Это танцующий рисунок, тихая мелодия. Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой.
С. А: История эбру глубоко уходит корнями в прошлое, а о том, где впервые появилась эта техника рисования ученые спорят много лет. Большинство специалистов придерживаются мнения, что эбру имеет центрально азиатское происхождение, его придумали древние мастера на территории современного Ирана или Афганистана. По другой версии, эбру изобрели в Бухарском ханстве (нынешний Узбекистан) в эпоху правления Шейбанидов в первой половине XVI века.
С. А: Благодаря тесным торговым связям техника рисования по воде постепенно распространилась по многим странам исламского мира. Авторитетные исторические источники свидетельствуют, что технологии эбру массово использовали индийские художники в период расцвета Империи Великих Моголов (XVI-XVIII века).
С. А: В Японии гораздо раньше, чем в Центральной Азии, еще в начале XII века, была изобретена собственная техника мраморирования бумаги — «суминагаши». В отличие от эбру, здесь в качестве плавающей краски использовалась цветная тушь, а в воду не добавляли загустителя. Традиции этой древней техники бережно хранили японские монахи и использовали для оригинального оформления рукописных книг и свитков.
С. А: В Европе первые попытки создания венецианскими мастерами техники мраморинга датируются XV веком. Ученые эпохи Возрождения столетие спустя продолжили исследования на эту тему, а первые серьезные научные публикации появились в первой половине XVII века. С этого времени мраморированная бумага стала востребованным материалом для изготовления форзацев книг.
С. А: С начала XIX века самым влиятельным мировым центром мраморинга стала Османская империя. Турецкие мастера довели до совершенства технику эбру, используя ее не только для создания абстрактных изображений, но и в каллиграфии.
С. А: И в наши дни эбру остается популярной техникой рисования как для профессиональных художников, так и для любителей. Ее часто используют приверженцы современного абстрактного искусства для реализации самых смелых авторских идей в ярких произведениях. Мраморирование бумаги также востребовано в системе художественного образования детей. С помощью этой древней техники малыши получают возможность развивать творческие навыки и приобщиться к миру прекрасного.
Ведущий: Третьим Мастер-классом являлась техника Эбру.
Цель: Формирование у педагогов сообщества практических навыков использования технологии Эбру, выполнение практического задания по созданию декоративных узоров на ткани в технике Эбру.
Ведущий: ЭБРУ технология
-А можно ли создать рисунок на воде?
-А как сохранить этот рисунок?
Для этого не нужно быть волшебником, достаточно освоить технику Эбру!
Знакомство с этой техникой произвело на меня огромное впечатление. Краски плавали на поверхности воды и превращались в очень красивые рисунки.
-Почему же краски не тонут, а красиво растекаются?
Суть техники Эбру сводится к тому, что у жидкостей разная плотность, не растворяющиеся краски не тонут, а удерживаются на воде, создавая тонкую плёнку.
Материалы, используемые для рисования
Для создания рисунка в технике Эбру используются особенные краски-жидкие, лоток (невысокая прямоугольная ёмкость, вода, загуститель в порошке, кисти (отдельная для каждого цвета, загуститель в порошке, шило, ткань).
Ведущий: Практическая часть.
Художник берёт краски и стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Затем начинает водить по воде шилом или гребёнкой, превращая капли краски в картину. Интересно следить за тем, как капли превращаются в небывалые цветы, узоры. Это завораживает так, что забываешь обо всём на свете и можешь смотреть бесконечно, пока краски на поверхности воды могут преобразиться в настоящие картины. И создаётся ощущение волшебства. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. Техника Эбру, несмотря на свою древнюю историю, всё ещё является малоизвестным видом рисования. Поэтому овладев её основами, можно удивить своих близких и друзей.
Теперь мы знаем секрет Эбру : краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода –густой, чтобы удерживать краски на поверхности. Но что делать, если у вас нет специальных дорогостоящих красок и жидкостей для Эбру? Не беда! Вместо специального раствора можно использовать крахмальный клейстер или молоко, а краски заменить акриловыми.
Ведущий: И сейчас Уважаемые коллеги я прошу приступить к итоговому мастер-классу для вас: «Путешествие в страну творчества»
Цель: Трансляция и популяризация эффективного педагогического опыта профессионального сообщества «Шаг в будущее» в педагогическом коллективе детского сада.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ведущий: Дорогие коллеги, прошу встать всех вкруг для подведение итога нашего мастера класса, и взять в руки колокольчики. А рефлексию проведет Мария Дмитриевна.
М. Д: А сейчас я предлагаю вам поиграть (педагогам раздаются колокольчики). Пусть зазвонит колокольчик у того, кому понравился наш сегодняшний мастер-класс.
М. Д: Колокольчик зазвонит у того, у кого возник интерес к использованию нетрадиционной техники батик в рамках учебно- воспитательного процесса?
М. Д: Пусть зазвонит колокольчик у того, кто хочет рассказать о своих ощущениях во время работы в технике батик.
М. Д: Пусть зазвонит колокольчик у того, кто выявил недостатки этой техники и хочет рассказать о них.
М. Д: Пусть зазвонит колокольчик у того, кто хочет в дальнейшем использовать эту технику в своей работе с детьми.
М. Д: Из проделанной работы можно прийти к выводу: Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, корректировать их психические процессы, потому что Эбру – это арттерапия, которая увлекает, завораживает, успокаивает. А ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Восточная живопись является отличным способом развития моторики, творческого потенциала и воображения ребёнка. Не только детям Эбру и Батик может пойти на пользу, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна.
М. Д: В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.