Марина Харламова
Технологические карты занятий кружка «Что умеет карандаш» в подготовительной к школе группа 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Технологическая карта №1
Тема: «Морской пейзаж. Рыбка»
Обучающие задачи: Формировать умение выполнять сюжетное изображение, последовательно соединяя точки в соответствии с цифрой. Формировать умение обводить шаблоны по контуру и штриховать контур дугами одинаковой ширины и высоты, соблюдая одинаковый интервал между строчками.
Материалы: по количеству детей: шаблон рыбки; блокнот нелинованный, с изображением точек, которые нужно соединить по цифрам; простой карандаш.
Ход:
Публикация «Технологические карты занятий кружка „Что умеет карандаш“ в подготовительной к школе группа 6–7 лет» размещена в разделах
Мотивация. Вспомнить с детьми водоемы Кубани. Уточнить названия морей нашего края. Как называют художников, которые изображают морские пейзажи(«марина»)
-Сегодня я хочу предложить вам самим нарисовать морской пейзаж—«марину». Почувствуйте себя художниками-маринистами, но рисовать «марину» вы будете в определенной последовательности соединяя точки (по цифрам). Это не просто, но увлекательно и интересно. А потом изобразите морского обитателя по шаблону и заштрихуете контур дугами. Отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток? (Рыбка)
-Верно. Это будет изображение рыбки.
Гимнастика «Рыбка»
Вильну хвостом туда-сюда
И нет меня, и нет следа.
-Ловко движется всегда
В синей речке без следа,
От хвоста и плавников
Нет ни ям, ни бугорков
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения сложенными кистями)
Рыбка, рыбка — озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (выгнуть кисти)
Крошку хлебную взяла, (имитируем захват)
Рыбка хвостиком махнула, (имитировать движение хвостиком)
Рыбка быстро уплыла. (быстрые движения сложенными кистями)
Самостоятельная работа детей. Напомнить о внимательности при соединении точек по цифрам. Обратить внимание на соблюдение одинакового интервала между строчками при штриховке рыбки дугами.
Рефлексия. Какое задание было сложным? Почему? Какое еще изображение можно заштриховать дугами?
Октябрь
Технологическая карта №2
Тема: «Ананасы и бананы»
Обучающие задачи: Формировать умение выполнять изображение овальных форм по клеткам; закрепить умение штриховать изображение дугами. Упражнять в изображении дугообразных предметов разного размера по клеткам.
Материалы: игрушка обезьянка; по количеству детей: тетрадь в крупную клетку с образцами банана и ананаса в строчках, изображение большого ананаса в блокноте для штриховки, простой карандаш.
Ход:
Мотивация. Воспитатель обращает внимание на грустную обезьянку и сообщает, что африканской гостье нравиться быть у нас в гостях, но на деревьях не растут ее любимые лакомства!
-Ребята, что любит обезьянка? (бананы, ананасы)
-Предлагаю порадовать нашу гостью и изобразить в тетради много ананасов и бананов, а в блокноте заштриховать большой ананас дугами.
Гимнастика «Мартышки»
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Пальчиковая игра «Обезьянки-хулиганки»
Обезьянки все проснулись (пальцы вверх)
Потянулись, улыбнулись (сжимаем и разжимаем пальцы)
И пошли, пошли гулять (двумя пальцами идем по коленям или по столу)
Все бананчики считать (сжимаем и разжимаем пальцы)
Раз бананчик для Кудряшки (показываем мизинец)
Два бананчик для Крутяшки (показываем безымянный палец)
Три банан для Черныша (показываем средний палец)
А четвёртый Пухляша (показываем указательный палец)
Ну а пятый Здоровяк (показываем большой палец)
Съел банан, не знает как?
Знаем мы его причину (грозим указательным пальчиком)
Спрятал он банан за спину. (убираем руки за спину).
Чтобы попросить ещё,
Он Обжорка вот и всё! (поглаживаем руками живот).
Самостоятельная работа детей. Обратить внимание на соблюдение одинакового интервала между строчками при штриховке рыбки дугами.
Рефлексия. Обезьянка благодарит вас и улыбается. Что было самым легким? Какие были сложности?
Ноябрь
Технологическая карта №3
Тема: «Геометрическая мозаика»
Обучающая задача: Формировать умение копировать узор из геометрических фигур по образцу по клеткам.
Материалы: вышитые узорами и орнаментами полотенца, скатерти, платочки, салфетки; по количеству детей: тетрадь в крупную клетку с образцами узоров и орнаментов, простой карандаш.
Ход:
Мотивация. - Сегодня я приглашаю вас на выставку народных мастеров. Посмотрите, как здесь красиво! А как много предметов из ткани, вышитых разными узорами, орнаментами! Как вы думаете, сложно подобрать интересный, красивый узор или орнамент? Обратите внимание, что его нужно не только подобрать, но и неоднократно и точно повторить! Поэтому сначала мастерицы изображают свои узоры и орнаменты по клеткам, чтобы легче было считать элементы орнаментов и узоров.
-У вас в тетрадях сложные узоры из геометрических фигур. Нужно быть внимательными, чтобы правильно и точно их скопировать.
Гимнастика 2 раза «Гномик».
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперёд - «ищем пропажу»)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте)
Где искать ему пропажу (Ходьба на месте)
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу (ухватить каждый пальчик у основания,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну (вращательными движениями дойти до ногтя).
Самостоятельная работа детей. При необходимости оказать помощь. Напомнить о внимательности, правильно считать клетки в разных направлениях.
Рефлексия. Дети самостоятельно проверяют точность копирования. Интересным или сложным было задание? Почему были сложности?
Декабрь
Технологическая карта №4
Тема: «Новогодняя елочка»
Обучающие задачи: Формировать умение изображать короткие и длинные наклонные и прямые линии. Формировать умение изображать елочку (треугольник, а в треугольнике круги и овалы по клеткам по образцу.
Материалы: игрушка Зайчик; по количеству детей: тетрадь в крупную клетку с образцом елочек в строчке, изображение новогодней елочки по клеткам, простой карандаш.
Ход:
Мотивация.
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. Новогодняя елка
-Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Ему грустно, зайчик совсем расстроился, даже ушки опустил. А знаете почему? На празднике у лисички будет ёлочка нарядная, а у него нет елочных украшений. Поэтому зайчик никогда не видел настоящую новогоднюю елочку. Но я уверена, что мы можем помочь нашему гостю!
-У вас в тетради новогодняя елочка для лисы. А вы точно такую же елочку изобразите для зайчика! Вы уже научились копировать изображения и все обязательно получится! А потом по образцу закончите строчки маленьких елочек из прямых и наклонных линий разной длины.
Гимнастика 2 раза
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А теперь их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, топай веселей.
Пальчиковая игра «Елочка»
У маленьких детишек ёлочка большая. (поднимают руки, показывая, какая большая елочка.)
Огоньками и шариками ёлочка сверкает. (делая фонарики, опускают руки вниз.)
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево.)
Не коли нас, ёлочка, веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки дальше от ребяток.
Самостоятельная работа детей. Обратить внимание на точность копирования украшений: овалов и кругов.
Рефлексия. Зайчик благодарит: у него теперь есть точно такие же елочки, как у лисички.
-Сложно было копировать изображение? Что самое важное при копировании изображения?
Январь
Технологическая карта №5
Тема: «Сапожки»
Обучающие задачи: Формировать умение копировать изображение по клеткам. Развивать умение внимательно считать клетки в разных направлениях. Закрепить изображение наклонных линий разных направлений и размеров.
Материалы: по количеству детей: тетрадь в крупную клетку с изображением сапожка, простой карандаш.
Ход:
Мотивация. Воспитатель сообщает детям, что на обувной фабрике случилась беда-изготовили только по одному сапожку, а нужна пара.
-Как мы можем помочь?
-Верно. Нужно дорисовать еще один сапожок по образцу и повторить узор на нем. Как вы уже догадались, необходимо точно скопировать изображение по клеткам, то есть посчитать количество клеток в разных направлениях и выполнить точно такое же изображение второй сапожка, чтобы получилась пара. А потом выполнить узоры и орнаменты по образцу первого сапожка. Будьте внимательны! В копировании изображения и узоров не должно быть ошибок! Уверена, вы справитесь, в прошлом году вы копировали изображение рукавички. Сапожки выполняются аналогично.
Гимнастика 2 раза
Наступили холода, к нам опять пришла зима.
Но, зимы мы не боимся в спорте с холодом сразимся!
По заснеженным дорожкам мы крадёмся, словно кошки.
(ходьба на носках – руки на поясе)
Сугробы за ночь подросли, сугробы стали очень высоки.
(ходьба на пятках – руки вверх)
Снег, снежок идёт с утра, начинается игра
Как услышишь слово «три», скорей снежинку ты лови.
Раз, два, три! Стоп… замри!
(ходьба с хлопками над головой, руки на поясе)
До чего мороз велик, нам стоять не велит.
(лёгкий бег в колонне на носках)
Пальчиковая игра
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки. (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Самостоятельная работа детей. Следить за точностью копирования изображения и узоров, орнамента. Напомнить, что нужно внимательно считать клетки.
Рефлексия. Почему копировать изображение сложно? Что было легче: выполнить изображение сапожка или повторить узор и орнамент?
Февраль
Технологическая карта №6
Тема: «Снежинки»
Обучающие задачи: Формировать умение изображать разные виды снежинок по клеткам по образцу. Развивать умение изображать снежинку в квадрате.
Материалы: по количеству детей: тетрадь в крупную клетку с образцами снежинок в строчках, изображение большой снежинки в квадрате, простой карандаш.
Ход:
Мотивация. Вспомнить стихотворение о зиме.
Ах, зима, зима, зима!
Ты укрыла все дома,
Покрывалом снежным,
Чистым и прилежным!
Воспитатель загадывает загадку:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые. Снежинки
-Вы уже догадались, что сегодня вы будете изображать разные виды снежинок по клеткам по образцу, а потом изобразите снежинку в квадрате так, как я покажу на доске.
Гимнастика 2 раза «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Пальчиковая гимнастика
Мимо нашего окошка,
Снег летит белым горошком.
Сколько? Надо сосчитать!
Буду пальцы загибать.
Раз – снежинка, как пушинка.
Два – как искорка снежинка.
Три – снежинка, как цветок,
Серебристый лепесток!
А четыре – балеринка,
В танце кружится снежинка.
Пять – с подружками летает.
Много! Пальцев не хватает.
Самостоятельная работа детей. При необходимости напомнить о точности изображения по образцу.
Рефлексия. Какое изображение снежинок было сложным? Почему?
Март
Технологическая карта №7
Тема: «Цветы для мамы»
Обучающие задачи: Формировать умение изображать разные виды больших цветов по представлению по клеткам. Формировать умение закрашивать изображения по представлению, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать зрительное слежение по лабиринту.
Материалы: по количеству детей: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши; настольный лабиринт.
Ход:
Мотивация. -Улыбается солнце, совсем скоро зажурчат ручьи. Своим весёлым пением птицы напомнят нам о том, что наступила весна. Они запоют в честь всех женщин: мам, бабушек. Ведь приближается замечательный праздник – Международный женский День 8 Марта. И нам очень хочется поздравить наших мам. А какой же подарок ждут все женщины 8 Марта? Где мы можем взять цветы (рассуждения детей)
-У меня идея! Предлагаю изобразить разные цветы по клеткам по вашему представлению, замыслу. Они все будут разные и фантастические, придуманные вами. А потом можно раскрасить их по желанию.
Гимнастика 2 раза «Мамин праздник»
Чей сегодня день рожденья? (пожимают плечами)
Для кого пекут пирог?
Для кого расцвел весенний, (руки над головой, изображают цветок)
Первый мартовский цветок?
Для кого, для кого? (руки на поясе)
Догадайтесь сами.
И пирог, и цветок (руки перед собой)
Мы подарим маме. («дарят» воображаемой маме)
Пальчиковая игра «Наши мамы».
Много мам на белом свете, Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек»
Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.
Самостоятельная работа детей. Поощрять интересные необычные изображения, обратить внимание на симметрию, если кто-то из детей изобразит симметричный цветок. Обратить внимание на правильность направления штрихов при закрашивании.
Если останется время, предложить зрительное слежение по дорожке лабиринта.
Рефлексия. Какие были сложности? Что еще хотели бы изобразить по клеткам?
Апрель
Технологическая карта №8
Тема: «Космический корабль и инопланетянин»
Обучающие задачи: Формировать умение изображать космический корабль по словесной инструкции. Формировать умение изображать инопланетянина по клеткам по представлению.
Материалы: игрушка или картинка космонавта; по количеству детей: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Ход:
Мотивация. -Сегодня у нас необычный гость. Кто из вас его узнал? Да наш гость-космонавт. Костюм, который он надел называется скафандр (показывает иллюстрации). Он прилетел к нам на необычном транспорте.
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Космический корабль)
-Космонавт предлагает отправиться в путешествие на Луну. А у нас нет космического корабля! Но у вас есть тетради, в которых вы можете по клеткам изобразить космический корабль по моей словесной инструкции. Это называется-графический диктант. Я буду говорить количество клеток и указывать направление счета, а вы внимательно слушайте и изображайте свой космический корабль по моим словесным указаниям. А потом представите и изобразите по клеткам инопланетянина, какого могли бы встретить в космическом путешествии.
Гимнастика 2 раза
Раз-два, стоит корабль. (ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею (разводит руки в стороны) Ей передадим привет.
Пальчиковая игра "Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья (То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Самостоятельная работа детей. Воспитатель, не торопясь, четко проговаривает количество клеток и направление счета, а дети по словесной инструкции выполняют изображение. Затем по замыслу и представлению изображают по клеткам инопланетянина.
Рефлексия. Интересной была тема? Какое задние было легче: космический корабль или инопланетянин? Почему?
Май
Технологическая карта №8
Тема: «Насекомые»
Обучающие задачи: Формировать умение изображать в строчках гусеницу и стрекозу по образцу из кругов и овалов. Формировать умение изображать божью коровку и паука в 4-х клетках.
Материалы: иллюстрация к сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха»; по количеству детей: тетрадь в крупную клетку с изображением образцов гусеницы, стрекозы, жука, паука и бабочки по клеткам в строчках, простой карандаш.
Ход:
Мотивация. Предложить детям вспомнить, кто приходил к Мухе – Цокотухе на День рождения, обратить внимание на иллюстрацию к сказке Чуковского «Муха - цокотуха».
-Сегодня я вам предлагаю дописать строчки с изображением разных насекомых – гостей Мухи – Цокотухи. Вы уже много разных предметов, узоров и орнаментов изображали по клеткам, поэтому уверена, что и сегодня все получиться!
Гимнастика 2 раза «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
Пальчиковая игра «Божья коровка»
По цветку ползет букашка, (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка. (накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка, (правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки. (указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)
Самостоятельная работа детей. Обратить внимание на гигиену письма и четкость в изображении элементов графических навыков: линии, круги, овалы, штрихи. Напомнить о расстоянии в одну клетку.
Рефлексия. Какое насекомое легче было изображать? Когда были сложности? Почему?