Юлия Арцыбашева
Технологические карты по экспериментированию в старшей группе «Почему осенью листья желтеют»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
Тема: «Почему осенью листья желтеют?»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
Предпосылки УУД П:формировать представление о внешних свойствах предметов
К: формировать у дошкольников эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
Л: стремление к одобрению и признанию взрослых
Публикация «Технологические карты по экспериментированию в старшей группе „Почему осенью листья желтеют“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Р: развивать умение детей работать по инструкции взрослого
Оборудование / материалы:
Для детей Рябинка, растущая рядом с детским садом
Для педагога Календарь погоды, уличный градусник, температурный график.
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
Комуникативная,
Двигательная,
Игровая Вместе с педагогом дети наблюдают за расцветкой листьев рябины и температурой воздуха.
Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения. Осенью всегда бывает период, когда день еще длинный, а тепла становится меньше. Растению хватало бы света для дальнейшего развития, но все затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях появляются пигменты, способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, жёлтые. Это позволяет продлить их жизнь еще на несколько недель.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2
Тема: «Где живёт эхо?»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель Показать детям на опыте, как возникает эхо.
Предпосылки УУД П: Способность самостоятельно выделять существенные признаки предмета
К: Способность заявить о своем мнении
Л: Стремление к достижению цели, преодолевая трудности
Р: Проявление инициативы в общении со взрослым
Оборудование / материалы:
Для детей
Для педагога Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
Комуникативная,
Двигательная,
Игровая Педагог просит детей рассказать, что такое эхо (когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Дети говорят, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате).
Педагог предлагает детям проверить с помощью опытов, где бывает эхо, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее наполнения. Сначала дети произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо. Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и произносят звуки. Выясняют, есть ли эхо в этом случае. Выясняют, почему в пустой комнате эхо есть, а в заполненной мягкой мебелью-нет. В пустом аквариуме, банке или ведре звук повторяется. В заполненных емкостях эхо исчезло, звуки не повторяются. Мячик хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы. Мячик не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3
Тема: «Сколько ушей?»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Предпосылки УУД П: формировать умение выделять существенные признаки объектов
К: формировать умение отвечать на вопросы
Л: формировать стремление к достижению цели, преодолевая трудности
Р: формировать умение контролировать свою деятельность
Оборудование / материалы:
Для детей Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, оба уха наверху головы, уши животных)
Для педагога схема строения уха человека
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
Комуникативная,
Двигательная,
Игровая Детям дается задание: выбрать картинки с правильным изображением ушей. Дети вместе с педагогом выясняют, почему другие картинки не верны, делают вывод. Педагог предлагает детям поразмышлять, что было бы, если бы не было ушей или если бы ухо было только с одной стороны.
Дети пробуют позвать напарника, когда у него закрыты оба уха, позвать со стороны закрытого уха, окликнуть со стороны открытого уха. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями. Педагог, используя схему, рассказывает детям о строении уха. Дети объясняют, что может быть для ушей вредно, а что полезно, составляют «правила ухода за ушами».
Выясняем, что с закрытыми ушами человек ничего не слы-шит. Если закрыто одно ухо, то звук с другой стороны будет слышен хуже, менее отчетливо. Уши необходимы человеку для того, чтобы слышать приближение опасности, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музыку и звуки природы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №4
Тема: «Театр теней»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации; красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.
Предпосылки УУД П: умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами)
К: владение невербальными средствами общения
Л: формирование адекватной самооценки
Р: готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор
Оборудование / материалы:
Для детей презентация
Для педагога Интерактивное оборудование
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
Мотивационно- побудительный
Предлагаю детям подарить друг другу хорошее настроение, улыбку!
Вопрос рассуждения:
- Где происходят волшебства и чудесные превращения?
- Волшебства и чудесные превращения происходят в сказке.
- А что вы больше любите: слушать или смотреть сказки?
- А где можно увидеть сказки?
- Вы знаете, что такое театр
Делятся положительными эмоциями.
Организационно-поисковый
Предлагаю детям вспомнить разные виды театров.
Проведение дидактической игры: «Какой театр?»
Показываю детям персонажей из разного вида театра и предлагаю определить какой это театр.
Сообщаю о том что, артисты могут превращаться в любого сказочного героя.
- Есть театры, где артисты, чтобы выразить характер или настроение сказочного героя объясняются мимикой, жестами.
Мимика- это эмоции /чувства и настроение/, которые мы можем показать на наших лицах движениями мышц лица.
Предлагаю попробовать показать, как они это делают.
Рефлексивно-коррегирующий
Сообщаю о том, что сегодня дети были артистами кукловодами.
Беседа: - Скажите, что такое мимика?
- Как называется профессия человека, который работает в театре?
- Кто в театре водит кукол?
- А теперь попрощайтесь с гостями куклами с помощью мимикой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №5
Тема: «Север-царство льда и снега»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования, расширять представления детей о свойствах снега и льда
Предпосылки УУД П: умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого
К: предлагать помощь и сотрудничество
Л: формирование познавательной и социальной мотивации
• Р: умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Оборудование / материалы:
Для детей презентация «Зима», цветные картинки.
Для педагога контейнеры со льдом и снегом, пластиковые стаканчики, горячая и холодная вода, акварельные краски, лопатки, лупа
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
Показ слайдов «Зима»
- О каком времени года рассказывает эта презентация? Догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А почему вы любите зиму? (Дети смотрят слайды, говорят, что это время года зима. Рассказывают, за что они любят зиму.)
- А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег (рассматривают под лупой снег, видят отдельные снежинки). Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подводит детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой? Достает кусочек льда и показывает детям. А что такое лед?
- Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду? Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт №1 «Определение качества снега и льда»
В тарелочках лежат кусочки льда и комочки снега.
-Возьмите лед в руки. Скажите, какой он? (Холодный, твердый, тяжелый.)
-Возьмите в руки снег. Какой он? (Холодный, мягкий, легкий.)
Вывод: Снег и лед одинаково холодные, но снег - легкий и мягкий, а лед – тяжелый и твердый.
Опыт №2 «Определение прозрачности»
На желтый листок бумаги положить кусочек льда и комочек снега.
-Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Подо льдом видно, что листок желтый)
Вывод: Значит лед прозрачный, а снег нет. Лед бесцветный, а снег белый.
Динамическая пауза.
- Вам понравилось экспериментирование? Что вы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №6
Тема: «Полет в космос»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель Создать условия для формирования знаний детей о космосе и о космических полетах
Предпосылки УУД П: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения опытов и экспериментов
К: Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми
Л: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания
Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Оборудование / материалы:
Для детей картинки с изображением планет, карточки для игры
Для педагога схема для выкладывания ракеты, ноутбук
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
Ребята сегодня мне пришло электронное письмо от Незнайки проходите, посмотрим! я вам его покажу. «здравствуйте ребята Винтик и Шпунтик собираются лететь в космос, а меня не берут потому что я нечего не знаю о космосе помогите мне узнать о космосе
О чем просит нас Незнайка? Мы ему сможем помочь? Я вам предлагаю сначала самим слетать в космос, чтобы все правильно рассказать Незнайке. А на чем мы полетим? Для начала построим ракету из геометрических фигур. Садимся в ракету, пристегнули ремни и… 5,4,3,2,1. пуск! Звучит звук летящей ракеты. Первая наша стыковка называется «Планеты».
Загадки по картинкам
Космонавты не просто летают в космос, космонавты – это и ученые и исследователи, экспериментаторы
Следующая стыкавка научной орбитальной станцией
Предлагаю поработать исследователями
Социо-игровая технология
Ребята космонавты это исследователи они проводят экспериментальную работу в
-Работа с коллекцией камней. Какие камни на планетах – лупы, коллекции камней-рассказ подготовить
-работа– поверхность планет – схожесть с природным материалом- выбрать песок глина камень гравий кирпич
Встреча на ракете
Ребята как вы думаете мы помогли незнайке? А что было самым трудным? А что показалось вам легче в сего?
Если кто считает, что справился с заданием украсьте ракету для незнайке желтой звездочкой а если у кого что то не получилось украсьте синей звездочкой
Просмотр видео письма незнайка благодарит детей
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №7
Тема: «Посадка семян»
Образовательные области: ПР (приоритетная); СКР, РР
Цель расширение знаний детей через выращивание растений через рассаду
Предпосылки УУД П: Умение применять правила и пользоваться инструкциями
К: Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми
Л: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания
Р: умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей
Оборудование / материалы:
Для детей контейнеры под рассаду; земля; совочки; лейки с водой; семена овощей; палочки для работы, с отметкой глубины посадки; маркеры; фартуки на каждого ребенка.
Для педагога
Этапы
Вводный
Цель: организация, мотивация, постановка задач Основной
Цель: решение поставленных задач Заключительный
Цель: подведение итогов
Специфические виды детской деятельности
-Ребята, посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. Как вы думаете, что в них?
(Семена цветов).
Как вы догадались?
(На конвертах нарисованы цветы).
Вчера я проходила мимо магазина «Семена цветов» и решила купить семена бархатцев и георгинов. Хотите, мы сейчас их посеем? Согласны? Но сначала, давайте рассмотрим цветы на пакетиках и их семена. Смотрите, это «бархатцы», растение невысокое, цветы у них разные: желтые, оранжевые, желто - красные. А семена какие?
Ответы детей (Тонкие, длинные, черные).
Рассмотрим «георгины» - растение высокое, цветы тоже разноцветные.
Высыпают семена на тарелочки и рассматривают через лупу
-Давайте проведём опыт? Когда будем сеять семена, с одними поговорим, а другие посеем молча. Расставим контейнеры на разные окна, ухаживать будем одинаково за всеми: поливать, рыхлить, опрыскивать. Но с одними всходами будем разговаривать, а с другими нет. Заведём дневник наших наблюдений и будем отмечать, где ростки раньше взошли, у каких раньше появятся листочки. Будем всё это зарисовывать, сравнивать результаты, потом сделаем вывод: нужны ли растениям разговоры с ними.
-Дети скажите, а о чём можно поговорить с семенами перед посадкой?
Ответы детей.
Физкультминутка (пальчиковая игра)
Закрепить и обобщить сформированные представления. Формировать элементарные навыки самооценки.
Дидактическая игра "Садоводы?"
- Какие семена сеяли?
-Что узнали?
- Чем отличаются? (
- Какие цветы Вы выращивали?